Ташкентский военный госпиталь по улице Авлиеота (до революции 17 года — улица Госпитальная, в советские годы — улица Кафанова) — первое европейское лечебное заведение города и всей Средней Азии.
Он ведет свое начало от военного лазарета, основанного по инициативе генерал-губернатора К.П.фон Кауфмана в 1868 году, то тесть буквально сразу по его прибытию в край. В 1870 году лазарет был преобразован в военный госпиталь второго класса на 415 коек. Долгое время он являлся основным лечебным учреждением города и его услугами пользовались как военные, так и гражданские жители.
В начале ХХ века здесь трудились 9 врачей. После того, как была организована «градская» больница (она сохранилась в основном до сих пор, в последние советские годы была известна как больница Главташкентстроя), то в госпитале лечились уже в основном военные (за исключением пациентов психиатрического отделения, этот контингент и из числа гражданского населения обслуживался в госпитале). Вообще, самые лучшие медицинские кадры были в госпитале и конечно по возможности люди старались в серьезных случаях попасть сюда.
Здесь появился первый в Ташкенте водопровод, он обслуживал только госпиталь. Воду брали из Салара. К сожалению, наладить качественную очистку воды возможности того водопровода не позволяли и вода из него использовалась только для технических нужд — мытья полов, полива деревьев и цветов, а также территории.
В 1893 году в этом госпитале лечился будущий выдающийся востоковед, а тогда магистрант Петербургского университета В.В.Бартольд, который в самом начале своей первой экспедиции в Среднюю Азию упал с лошади и сломал ногу. Его сначала поместили в больницу в Аулие-ате (Тараз), об этом узнал ташкентский педагог и туркестановед Н.П.Остроумов и исхлопотал перевозку Бартольда в Ташкент.
Сейчас госпиталь, точнее его строения (новый военный госпиталь ВС Узбекистана располагается в другом месте), видимо переживают свои последние времена. Территория опустела, по назначению почти не используется (хотя я видел там небольшую группу солдат, проходивших какие-то обследования), на всем лежит печать разрухи. По слухам, территория выкуплена некими инвесторами, которые очевидно все снесут и будут строить скорее всего жилой комплекс.
Место для этого просто отличное — центр, вокзал, метро, базар — все относительно рядом, много зеленых насаждений, их наверное не уничтожат. Жалеть ли старый госпиталь? По назначению он не используется и его строения далеки от нынешних стандартов для таких учреждений. Сооружения не являются архитектурными шедеврами и ничего уникального не представляют. С другой стороны — это, повторяю, старейшее лечебное учреждение на территории Узбекистана, здесь трудились многие светила медицины, госпиталь выполнял важную роль в годы Великой Отечественной войны и Афганской кампании.
Хорошее расположение, огромная территория, обилие деревьев и кустарников позволяют создать здесь интересную зону рекреации, отдыха, наиболее интересные здания (а они являются одними из первых строений туркестанской колониальной архитектуры в Ташкенте) после ремонта могли бы использоваться как выставочные залы, магазины сувениров, кафе, еще чего-то в этом роде. Но такой вариант, конечно, требует немалых затрат и не обещает больших доходов. Зато это был бы еще один уголок ташкентской истории и самобытности.
На фото — нынешнее состояние бывшего госпиталя. Я обратил внимание на здание со световым фонарем на крыше — возможно здесь была операционная, ведь нынешних устройств мощного электроосвещения в XIX веке не было, а дополнительное освещение нужно было. На некоторых фото видна колокольня кафедрального собора. Свято-Успенский собор является наследователем одного из первых ташкентских православных храмов — церкви во имя св. Пантелеймона, которая была домовым храмом военного госпиталя. От того храма сейчас, конечно, ничего не осталось.