Узбекский премьер-министр Абдулла Арипов отменил снос Кауфманского детского приюта в Ташкенте и велел его отреставрировать.
В центре Ташкента сносятся здания бывшего Института энергетики и автоматики. Среди них и бывший Кауфманский детский приют, построенный в 1916 году.
На выходные сюда нагрянули местная пресса и блогеры. Их встретили в штыки, как обычно, анонимные «деятели» из «штаба». Они запрещали фотографировать объекты и требовали, понятно, незаконно, чтобы журналисты представились. Свои имена и должности они называть отказывались.
В воскресенье на место прибыл премьер-министр Узбекистана Аблулла Арипов. Как заверили «штабные» решено сохранить историческое здание и отреставрировать его.
И оно того стоит. Здание буквально дышит историей.
Век с небольшим назад, как пишет Тамара Санаева в своем блоге, в центре европейской части Ташкента находились два детских приюта: Александровский – на Гоголевском бульваре напротив Ремесленного училища, и Кауфманский – на участке земли от угла Хивинской улицы до Пушкинской. Ежегодно около 100 детей, в основном, подкидыши, нуждались в попечении, и приюты были переполнены.
Приют Кауфмана имел земельный участок, прилегающий к селу Никольское (ныне улица Ф.Ходжаева). Летом 1912 года был создан специальный Комитет по планированию строительства на этом участке нового здания приюта, рассчитанного на 100 питомцев. 22 сентября 1913 года провели закладку здания, и 13 декабря 1916 года Ташкентский Кауфманский детский приют вступил в действие.
Кстати, все члены Комитета по постройке нового здания с участием выдающихся инженеров-архитекторов В.С. Гейцельмана и Н.Н. Ботвинкина, работали совершенно безвозмездно.
После большевистского переворота Кауфманский приют был закрыт, но уже в 1918 году в нём организовали опытно-трудовую школу-коммуну для детей сирот, директором которой вплоть до её закрытия в 1931 году был педагог от бога – Всеволод Фёдорович Лубенцов, получивший впоследствии звание «Заслуженный учитель Узбекистана». Здесь действовало ученическое самоуправление, работал драмкружок, был создан свой оркестр, издавалась газета. В числе выпускников коммуны – выдающиеся учёные, медики, художники, прославившие своим трудом республику.
У одного из боковых входов на стенах до сих пор можно рассмотреть фрески, сохранившиеся с 20 – 30-х годов прошлого столетия. Вокруг строения высятся вековые чинары.
В 1940 году была создана Академия наук Узбекистана с рядом академических учреждений. С началом Великой Отечественной войны при содействии эвакуированных в Ташкент ученых Ленинградского политехнического института в этом здании на базе энергетического отдела Института водохозяйственных проблем, входившего в АН Узбекистана, был создан Энергетический институт, преобразованный затем в Институт энергетики и автоматики, который успешно занимался разработкой научных проблем и координацией исследований в области энергетики.
Как проходит «раскулачивание» института рассказал его сотрудник.
«Сначала говорили, что за три дня здесь снесут все, включая каскадный трансформатор, генератор грозовых и внутренних перенапряжений и другие устройства. После визита премьер-министра нам пообещали, что их не демонтируют, а передислоцируют. Но по тому, что здесь происходит, складывается впечатление, что их куда-то отвезут и продадут», — сказал собеседник.
Он рассказал, что в институте была создана линия электропередачи повышенной (удвоенной) пропускной способности.
«То есть не надо строить две линии, если можно передавать ее через одну. К нам приезжали академики из Ленинграда, которые сказали, что мы опередили их на 20 лет. Эту линию я строил больше 10 лет, она была уже готова к эксплуатации, мы успешно провели тестовые испытания. Она простаивала, потому что у нас нет таких крупных проектов, где была бы потребность в таком количестве электроэнергии. Но в будущем будет. Теперь этой линии нет».
Чертежи сохранились, но после демонтажа линии доказать эффективность разработки без наглядной демонстрации не получится. Собеседник надеется, что разобранное оборудование удастся восстановить, если все детали будут сохранены.
«Но кто даст гарантии, что все части будут в целости и сохранности? У меня все ценные приборы были закрыты на замок. Я говорил им без меня не вскрывать. Однако замки поломали, двери поломали, все увезли. Пара изоляторов разбита. Два компьютера пропали. Кто будет отвечать за это?»
На новом месте преобразованному учреждению будет предоставлен первый этаж трехэтажного здания предприятия по выпуску счетчиков. Но «там всего 5 комнат, а в институте их было 100», отметил собеседник.
Первый каскадный трансформатор привезли в 1950 году. Смонтировали его и начали работу в 1957 году.
«Это одна установка, в строительстве остальных в 70−80-х годах я сам участвовал, — поделился собеседник. — Немецкие специалисты всего изготовили 10 таких установок, по всему миру они разрушены, последняя сохранилась у нас, несмотря на сложные климатические условия. Я в течение всего этого времени лелеял, ремонтировал, поддерживал ее в рабочем состоянии. Мы даже хотели с нашими друзьями из Германии подать заявку в Книгу рекордов Гиннесса».