18+
28 Марта 22:11
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Пустят ли русских в Россию?

В России и за границей продолжается бурное обсуждение внесенного в Госдуму законопроекта, который фактически предлагает российский паспорт каждому, чей дед или отец жили в Советском Союзе. 

 

Газета «Взгляд» попыталась разобраться в сути проекта.

 

 PASPORT_RFАвторы законопроекта – вице-спикер Совета Федерации Ильяс Умаханов, сенаторы Владимир Джабаров и Вячеслав Фетисов – предложили предоставлять соотечественникам гражданство по упрощенной процедуре, не учитывая, в том числе, 5-летний срок проживания на территории России, наличие законного источника средств к существованию, степень владения русским языком. Такие требования, напомним, выдвигает действующий закон о гражданстве.

 

Сенаторы, по сути, предлагают российский паспорт всем иностранцам, которые подходят под понятие «соотечественника» – так, как оно сформулировано в законе «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом».

«Одного «свободного выбора» недостаточно»

 

 О сути законопроекта  рассказал один из его соавторов Владимир Джабаров.

 

 ВЗГЛЯД: Владимир Михайлович, законопроект предполагает, что в гражданство России принимаются «соотечественники, являющиеся таковыми в соответствии со статьей 1 ФЗ РФ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». Многие критики указали на то, что под понятие «соотечественника» подпадают практически все жители постсоветского пространства. Не могли бы вы конкретизировать, о ком все-таки идет речь?

 

 Владимир Джабаров: Речь идет как раз о соотечественниках, а не обо всех жителях государств постсоветского пространства.

 

 Если внимательно, а не дилетантски, подойти к определению понятия «соотечественник за рубежом», которое изложено в статье 1 закона о соотечественниках, то из него ясно, что это фактически три группы лиц.

 

 Первая – это граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за рубежом. Очевидно, что для них поправки в закон о гражданстве не актуальны.

 

 Вторая – это проживающие за рубежом люди, которые принадлежат к народам, исторически проживающим на территории современной Российской Федерации. Это русские, татары, башкиры, удмурты, карелы и так далее.

 

 Третья группа включает в себя лиц, «сделавших свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией». Но одного «свободного выбора», естественно, недостаточно, поэтому данная категория лиц, чтобы считаться соотечественниками, должна обладать двумя важными признаками, а именно: наличием предков, которые проживали на территории, соответствующей современным границам Российской Федерации. Что значит «проживали»? Например, имели штамп в паспорте о прописке. И второй признак – эти предки должны иметь либо гражданство СССР, либо принадлежность к Российской империи. Все это и прописано в статье 1 закона о соотечественниках.

 

 Безусловно, формулировка сложная, в ней есть неточности. Но даже с этими неточностями и оговорками под определение «соотечественник за рубежом» очень трудно записать всех жителей стран ближнего зарубежья.

 

 Но самое главное даже не в этом. Нынешнее определение этого понятия было одобрено Всемирным конгрессом соотечественников в 2009 году. Хочется спросить, а где были критики этой формулировки два года назад, когда принималась новая редакция закона о соотечественниках?

 

 Подчеркну также, что мы будем ставить вопрос об уточнении этого понятия, чтобы исключить даже намеки на его расширительное толкование. Соответствующая законодательная инициатива будет внесена нами в ближайшее время. Поэтому, в любом случае, наша поправка в закон о гражданстве будет увязана с уточнением определения «соотечественник за рубежом».

 

 ВЗГЛЯД: Почему вы решили не предъявлять никаких требований для приема в российское гражданство, в том числе не требовать знания русского языка, наличия законных источников средств к существованию, какого бы то ни было срока проживания на территории России и даже, как отмечают некоторые издания, отказа от гражданства своей страны?

 

 В.Д.: Наш законопроект как раз и предполагает отказ от иностранного гражданства. Здесь они неправы.

 

 Что касается снятия других перечисленных вами условий, то по точно такой же схеме российское гражданство получают участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. То есть подобный прецедент в российском законодательстве уже имеется.

 

 Мы рассматриваем наш законопроект в качестве важнейшего шага, направленного на реализацию гуманитарных и политических обязательств перед соотечественниками, которые не по своей воле и не по своей вине оказались иностранцами по отношению к исторической родине. В 1991 году Россия от них ушла. Они имеют безусловное право на гражданство просто по факту своего происхождения. Мы эти бюрократические условия и снимаем.

 

 Более того, если мы говорим о соотечественниках (а это в подавляющем своем большинстве русские), то они и так знают русский язык. Поэтому снимается условие по сдаче экзамена на знание русского языка.

 

 Мы также полагаем, что у соотечественников – жителей государств ближнего зарубежья должна быть возможность оформить российское гражданство в стране проживания. Это вполне логично, потому что сейчас такая возможность существенно ограничена.

 

 «Откровенная русофобия»

 

 ВЗГЛЯД: Сколько соотечественников, по вашим расчетам, будет принято в российское гражданство и в какой перспективе по времени?

 

 В.Д.: Сразу уточню: мы не говорим о том, что эти люди в один момент пойдут получать гражданство и после этого мгновенно бросят все и поедут в Россию. Это не так. Лавинообразный исход соотечественников из стран ближнего зарубежья был в начале 1990-х годов, он давно закончился. Сейчас мы имеем достаточно стабильную ситуацию. В ближнем зарубежье сегодня проживают не менее 15 миллионов соотечественников. Все одновременно, конечно, они не поедут, так как в разных странах у них разное положение.

 

 К слову, в 2011 году по заказу МИД России было проведено исследование миграционных настроений российских соотечественников. Так вот, 52% русских и русскоязычных жителей ближнего зарубежья в той или иной степени рассматривают или не исключают возможность переселения в Россию. На то есть вполне объективные предпосылки, связанные с этнократическими тенденциями в ряде государств, политикой откровенной русофобии или просто низким уровнем жизни и социально-экономического развития.

 

 ВЗГЛЯД: В каких бывших союзных республиках вы ожидаете наибольший интерес к этой инициативе? Что заставит этих людей переселяться в Россию или хотя бы укреплять свои связи с ней?

 

 В.Д.: Если судить по статистике Государственной программы переселения соотечественников, то сегодня наибольший исход мы наблюдаем из республик Центральной Азии, Молдавии и Украины. О причинах я уже сказал. Добавлю только, что перечисленные мною социально-экономические, политические и идеологические причины, которые заставляют соотечественников думать о переезде в Россию, имеют, к сожалению, тенденцию к разрастанию.

 

Мы были удивлены, например, тем, что треть всех переселенцев по Госпрограмме прибыла из Казахстана. 20% приехали из Узбекистана. Эти цифры с социологической точки зрения заставляют делать определенные выводы. Но самое главное: те 100 тысяч соотечественников, которые уже приехали в Россию по Госпрограмме, – это только вершина айсберга.

 

До сих пор нет достоверной статистики, а сколько же наших соплеменников переехало за все время в Россию самостоятельно. А ведь они едут, каким-то образом устраиваются в России. Но российского гражданства ждут по пять-семь лет.

 

 «Общий случай реализации права на воссоединение»

 

 ВЗГЛЯД: Как известно, в сентябре президентом была подписана новая редакция Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. В пояснительной записке к вашим поправкам говорится, что при всех положительных аспектах Госпрограммы она не полностью реализует права соотечественников на воссоединение с исторической родиной. Почему? Надо ли с принятием поправок постепенно вообще отказаться от программы?

 

 В.Д.: Во-первых, новая редакция Госпрограммы вступит в силу только 1 января 2013 года. При этом региональные программы переселения в тех 40 субъектах Российской Федерации, где они реализуются, завершат свое действие 31 декабря 2012 года. И там может возникнуть временной люфт между прекращением работы старых региональных программ и принятием новых в соответствии с обновленной редакцией «федеральной» Госпрограммы. Этот люфт может составить как месяц, так и полгода. И в этот период приема переселенцев просто не будет. Это очень важный момент для понимания ситуации.

 

 Во-вторых, не все соотечественники готовы переселяться в Россию по Государственной программе переселения. Среди соотечественников есть много состоявшихся и самостоятельных людей, которым не нужны социальные условия, предоставляемые Государственной программой. Им просто нужно гражданство. Есть и те, кто не могут стать участниками этой программы, потому что она распространяет свое действие не на все регионы России.

 

 От этой программы, конечно же, отказываться не надо. Ее надо совершенствовать. Почему она не полностью реализует права соотечественников на воссоединение с исторической родиной? Именно потому, что не все из них готовы и могут принять в ней участие. Эту программу мы рассматриваем как частный случай реализации права на воссоединение. А общего случая в законодательстве не установлено. Мы этот общий случай и пытаемся прописать в нашей поправке в закон о гражданстве.

 

 ВЗГЛЯД: Сопредседатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, который готовил аналитическую записку к поправкам, заявил «Известиям», что «они могут привести к катастрофическим последствиям», в том числе к резкому повышению уровня преступности и коррупции в России». Но самой главной проблемой политолог считает взрывоопасный рост ксенофобии и возможные столкновения на межнациональной почве. На ваш взгляд, он сгущает краски?

 

 В.Д.: К сожалению, господин политолог даже не понял, о чем вообще идет речь. Как и многие критики законопроекта.

 

 Мы бы могли ему посоветовать написать аналитическую записку, как впредь избегать ситуаций, подобных той, которая сложилась с русской семьей, продавшей жилье в Ташкенте и самостоятельно переехавшей в Кировскую область. Где она не смогла оформить ни вида на жительство, ни гражданства, и в результате в мае этого года ее депортировали обратно в Узбекистан с запретом на въезд в Россию в течение пяти лет.

 

 Или по ситуации, когда советской олимпийской чемпионке 1980 года отказывают в российском гражданстве по причине недостаточности заслуг перед Россией.

 

 Не надо путать «классическую» трудовую миграцию, которую многие критикуют в том числе и потому, что она способствует росту межнациональной напряженности, и переселение в Россию соотечественников.

 

 Если речь идет о нелегальных трудовых мигрантах, то они, как правило, не являются нашими соотечественниками, поэтому и претендовать на российское гражданство не могут.

 

После внесения законопроекта ко мне на электронную почту стало приходить много писем от соотечественников, в которых они выражают поддержку нашей инициативы. Это говорит о том, что проблема реально существует, что люди регулярно с ней сталкиваются. Государство должно обратить на это внимание – лучше поздно, чем никогда.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности