Это настоящий феномен: за последние 150 лет власть в Самарканде располагается по одному адресу — резиденция царского военного губернатора.
В который раз меняется власть, и в этом старом доме поселяются новые хозяева, исповедующие прямо противоположные идеалы. Они снимают с крыши одни флаги и водружают другого цвета, над входом вывешивают свои гербы и выставляют охрану в иных мундирах, а дом все так же смотрит окнами на неоднократно переименованный Университетский бульвар…
В центре его продолговатое одноэтажное здание причудливой архитектуры, на входном портале которого красуется дата его рождения – 1888 год. Ныне его занимает городская мэрия – хокимият.
Центральный фасад с башенками – такой же символ старого Самарканда, как силуэт Регистана – символ Самарканда древнего. В здании этом принимались важные, подчас судьбоносные решения. Но каким было начало?
В конце 1886 года военное ведомство в Петербурге с одобрения императора приняло решение о создании внутри Туркестанского края еще одной, третьей, административной единицы – Самаркандской области. Она была образована из прежнего Зеравшанского округа. По приказу за №174 военного министра в ее состав вошли четыре уезда – Джизакский, Ходжентский, Катта-Курганский и Самаркандский. Официальная дата образования новой области – 1/13 января 1887 года. С этого же дня стало функционировать в Самарканде и областное правление.
Первым военным губернатором и командующим войсками Самаркандской области был назначен генерал-лейтенант Александр Михайлович Яфимович. Это был блестящий офицер.
Выпускник пажеского корпуса он уже в 30-лет командовал эскадроном в звании полковника. Вскоре после этого он неожиданно для сослуживцев вдруг вышел в отставку. Однако уже через год, в апреле 1869-го, полковник был вновь вызван на военную службу и поступил в распоряжение командующего войсками Туркестанского военного округа, став командиром конного резерва.
Прослужив в этой должности два года, Александр Михайлович занял пост помощника начальника Зарафшанского округа. Удостоившись «за отличие по службе» чина генерал-майора, в самом конце 1875 года получил повышение. Теперь А. Яфимович стал сначала помощником командующего войсками Сыр-Дарьинской, а затем и Ферганской области.
Летом 1883 года его вновь вернули на службу в Самарканд, назначив теперь первым лицом – начальником Зарафшанского округа. Эту ответственную должность Александр Михайлович занимал очередные четыре года, после чего был утвержден военным губернатором и командующим войсками только что созданной Самаркандской области. И последующее, уже третье четырехлетие, довелось прослужить ему в нашем городе.
Именно при нем и для него в центре Абрамовского бульвара и было выстроено главное административное здание – резиденция военного губернатора Самаркандской области. Оно было введено в эксплуатацию в 1888-м, уже на следующий год после образования области.
Проект был создан И. Т. Непокупным, выпускником Санкт-Петербургского инженерного училища, Николаевской инженерной академии. После чего Непокупный в чине штабс-капитана был направлен для прохождения службы в Инженерное управление Туркестанского военного округа.
По его проектам в Самарканде были построены здание Офицерского собрания и дом уездного начальника на Абрамовском бульваре. Дослужившись до генерал-майора и выйдя в отставку, Непокупный перебрался в Санкт-Петербург, где и скончался в 1891 году…
Резиденция военного губернатора включала в себя служебные и личные апартаменты генерала, подсобные помещения и конюшню. Здание было несколько отодвинуто вглубь от проезжей части бульвара: оно соединялось с ним классическим партером, к которому некогда подходила широкая центральная аллея, украшенная фонтаном и ковровыми цветниками.
Резиденция была окружена парком, разбитым одновременно с постройкой губернаторского дома. Он занимал около семи гектаров и был сплошь засажен разными породами деревьев.
Вдоль тенистых аллей парка стояли беседки и скамьи. Заботливо ухоженные дорожки его освещались в вечернее и ночное время фонарями. Вход в губернаторский сад всегда был свободным.
Здесь любили назначать свидания гимназисты, которые катали по прудам на лодках своих возлюбленных. Сюда же гувернантки выводили на прогулку детей.
Беседки и скамейки парка вечерами заполнялись нарядно одетой степенной публикой.
Этот зеленый оазис, начинавшийся на Абрамовском бульваре, простирался на значительное расстояние. С одной стороны он был ограничен главной улицей города – Кауфманской (ныне – Навои), с другой – Николаевским проспектом (ныне – Джами). Завершался он на улице Ургутской (ныне – Узбекистанской), у здания Офицерского собрания. Рядом с ним помещался городской сад (ныне Центральный парк).
Первоначальная планировка этого зеленого массива сочетала в себе принципы регулярного и пейзажного паркостроения. Слева от здания находились пруды, в которых плавали черные и белые лебеди.
Водное зеркало было окружено экзотическими деревьями. В том числе, болотными кипарисами, сохранившихся до настоящего времени. Это парковое растение было завезено из Америки. Средний возраст его жизни составляет 600 лет. Самарканд был тогда первым и долго оставался единственным городом в Азиатской России, где росли эти уникальные деревья.
Своему появлению здесь, надо полагать, кипарисы, как и прочие уникальные деревья, обязаны Михаилу Ивановичу Невесскому, чиновнику особых поручений при военном губернаторе.
Он, кстати, по собственному проекту выстроил себе в западной части Абрамовского бульвара оригинальный домик. Он прекрасно сохранился и два последних десятилетия в нем располагается Международный институт центральноазиатских исследований (МИЦАИ), действующий под эгидой ЮНЕСКО…