70 лет со дня рождения исполнилось генеральному директору НАК «Узбекистон хаво йуллари», сенатору Валерию Тян.
Так уж распорядилась судьба, что именно в лихую военную пору, в далеком от фронта в малоприметном поселке Ильичевка, что на берегу Сырдарьи, встретились кореец Николай Тян и немка Тереза Икерт. Вслед за дочерью Натальей у них родился сын Валерий, названный, конечно, в честь знаменитого летчика Валерия Чкалова. И этому малышу суждено было выбрать небесную профессию.
В середине 50-х годов минувшего века семья Тян переселилась в Ташкент, по соседству с аэропортом. Валерий окончил столичную школу № 93 на Тезиковке. Именно тут, кстати, еще с двадцатых годов, а точнее, с мая 1924 года начались регулярные полеты самолетов гражданской авиации Среднеазиатского региона, жили семьи пилотов, авиатехников и авиаремонтников.
Видать, все это и предопределило будущее Валерия Тян, когда ему довелось выбирать профессию. Был курсантом Краснокутского училища гражданской авиации, начинал с «кукурузник» Ан-2 в Сергелийском объединенном авиаотряде. Азам пилотирования его обучали его первые инструкторы Виктор Прокопенко и Леонид Скибин, чьи фамилии он помнит назубок. Потом были Ан-24, Ил-62, Ил-86 , Ил-76. На нем летал в Кабул в период афганских событий. Нередко под огнем.
Еще в 1992 году первый узбекский экипаж во главе с Валерием Тян совершил на Ил-62 трансокеанский перелет в Нью-Йорк. Со временем авиаторы освоили западноевропейский А-310 и американские «Боинги», а на местные линии вышли российские Ил-114.
Юбиляр был в буквальном смысле у руля новой в структуре – Узгосавианадзора. Эта структура, став высшей авиационной властью Узбекистана, признана не только на постсоветском пространстве, но и во всех международных организациях, курирующих мировую крылатую отрасль.
НАК на протяжении 25 лет является соучредителем и спонсором работающих в нашем крае Международной аэрокосмической школы и Международного Молодежного Аэрокосмического фонда академика Шавката Вахидова, наши авиаторы читают лекции и проводят практические занятия с курсантами МАКШ, а Валерий Николаевич считает за честь дружить с асами современной космонавтики, как Владимир Джанибеков.
НАК была и остается единственной в мире авиакомпанией, чьей официальный вымпел, увенчанный символическим изображением легендарной птицы Хумо, побывал в космосе, наряду с пятью большим и малыми государственными флагами Республики Узбекистан. Эту благородную миссию выполнил в свое время Герой России, кавалер узбекского ордена «Буюк хизматлари учун», полковник Салижан Шарипов.
Еще один штрих к портрету международного академика Санкт-Петербургской академии гражданской авиации. Валерий Тян – основатель целой династии авиаторов. Его жена Алия Зейтуллаева была стюардессой, пилотами – наставниками стали сыновья Сергей и Андрей, младший Дмитрий тоже выбрал профессию, связанную с крылатой отраслью. По словам отца, он не советовал сыновьям идти в авиацию, но и не запрещал.
Шахабутдин ЗАЙНУТДИНОВ