18+
22 Апреля 18:41
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Шедевры Волкова навсегда останутся в Узбекистане

Вчера в «Антикафе»  в Ташкенте состоялась творческая встреча с младшим сыном великого русского художника Александра Волкова. Гостям был продемонстрирован фильм с рассказом о творческом пути Александра Александровича, слайды дающие представление о его творчестве и старшего брата Валерия Александровича.

 

Нынешний визит семьи Волковых в Узбекистан не случаен. 2 сентября в Государственном музее искусств Каракалпакии имени И.В. Савицкого в Нукусе открылась долгожданная персональная выставка А.Н. Волкова «Шелковый вихрь красок». На церемонии открытия семья художника подарила музею три живописных произведения, временно хранившиеся в нем. Картины «Сельмаш. Кузнечный цех», «Мальчик с мячом», «Девушка в поле» нуждаются в реставрации, и служители музея пообещали, что как только картины приведут в порядок, они войдут в постоянную экспозицию.

Вчера же ташкентский еженедельник «На досуге» опубликовал интервью с А.А.Волковым: «Мой отец  родился в Фергане, а потом, будучи еще совсем ребенком, вместе с родителями оказался в Керках и Кушке — на берегах Амударьи. В это время дети жили без телевизоров, и главными впечатлениями растущего мальчика были восходы и закаты над рекой. Удивительное слияние с природой с детства и юношеские путешествия по Средней Азии сформировали его и как личность, и как художника. Отец всегда учил нас  любить свою Родину, природу и не отрываться от них.

234Сельмаш  Кузнечный цех Сегодня я вспомнил выставку  узбекских художников в сорок пятом году в Ташкенте. Она проходила в здании главного универмага. Отцу, как и каждому  из художников, была отведена отдельная комната. Все картины мне были знакомы, ведь они были написаны у нас дома,  у отца не было мастерской. Играла музыка, его полотна висели на стенах, я испытал незабываемое волнение. Сегодня на выставке я ощущаю похожий трепет».

Голос Александра Александровича дрогнул, когда он заговорил о матери: «В годы забвения и гонений на моего отца, мама на скромную учительскую зарплату «тащила» всю семью. Она никогда не роптала на отца за безденежье и гордилась тем, что он не согнулся и продолжал свой путь художника».

По словам А.А. Волкова, семье приходилось иногда так туго, что отцовские картины приходилось сворачивать в рулоны, а деревянные подрамники использовать как дрова: «Сразу после землетрясения 1966 года мой старший брат Валерий отдал часть картин Игорю Витальевичу Савицкому в надежде на то, что он сможет их спасти. Некоторые рулоны нельзя было даже развернуть из-за того, что с холстов осыпалась краска. И вот теперь на выставке вы видите возрожденные картины, и скоро к ним прибавятся еще три. Все они относятся к разным периодам творчества моего отца.

«Мальчик с мячом» — это портрет моего старшего брата Валерия, написанный в 1932 году. Вторая    «Сельмаш. Кузнечный цех» — была написана в 30-х годах и относится к индустриальному периоду его творчества.

Когда я смотрю на работы этого периода, меня потрясает то, что на них нет ни одной фигуры, нарисованной просто так «для композиции». Все они очень точно передают трудовой процесс и выполнены без формализма, в котором его обвинили. Отец ходил по цехам, проникался уважением к трудящемуся человеку и передавал этот восторг  на полотне. Уверен, что когда эту картину приведут в порядок, она будет выглядеть на уровне мастеров французской живописи времен Фернана Леже.

С работой — «Девушка в поле» — я расстаюсь с большой грустью, потому что в детстве она висела над моей кроватью и я ее очень любил. Хотя считаю, что делиться нужно именно тем, что любишь.

И еще я бы хотел сказать о связях и совпадениях в судьбе, которые прочно переплели судьбы Игоря Витальевича Савицкого, мою семью и семью моей супруги — внучки прекрасного художника Алексея Александровича Рыбникова, работа которого тоже входит в постоянную экспозицию этого музея. Позже мы узнали, что Волков и Рыбников были знакомы». 

900встреча в Антикафе  Александр Волков с супругой Марией СтепановнойНа открывшейся выставке в Нукусе экспонируется свыше 80 произведений живописи и графики, многие из которых выставляются впервые. Посетители увидят картины, восстановленные кропотливым трудом московских реставраторов, усилиями международной организации «Реставраторы без границ» и реставраторов Музея Савицкого. Всего к жизни возвращено 18 работ кисти А.Н. Волкова. Продлится выставка до февраля 2015 года.

Оба сына Александра Николаевича Волкова — художники. Отец, стоявший у истоков национального изобразительного искусства Узбекистана, никогда их специально не учил живописи, но был для них таким непререкаемым авторитетом и нравственным ориентиром, что живопись стала и их судьбой.

Оба сына в конце 60-х покинули Узбекистан, но вплоть до 90-х чуть ли не ежегодно возвращались в родные места, и в составе творческой бригады (Александр и Валерий Волковы, Евгений Кравченко, Дамир Рузыбаев) путешествовали по Средней Азии. Чувствуя себя наследниками творческой бригады Мастера «Гранатовой чайханы», они называли себя «Бригадой». Оба сына выполнили наказ отца, образы Средней Азии прошли через все их творчество.

   — Александр Александрович, вы продолжили художественную династию. Расскажите, пожалуйста, о своем собственном пути.

В 1959 году я увлекся абстрактной живописью под влиянием Джексона Поллока, и лет шесть был только «абстрактником», а потом вновь «фигуративником». И так всю жизнь: то живописец, то скульптор, то график.

— Вы все еще продолжаете себя искать?

Скорее, у меня есть потребность открывать для себя что-то новое. Я художник, свободный от условностей и стиля. В первую очередь я работаю над тем, что интересует меня самого. Случалось, мне заказывали копии моих же  работ, которые висят в известных музеях. Хуже и тяжелее работы, чем копировать самого себя, просто нет!

567передача в дар картинЯ — меломан, у меня есть несколько серий работ, посвященных музыке, джазу, серия коллажей, посвященных испанскому фламенко. Они выставлялись во многих местах — в Германии, Москве, Санкт-Петербурге, Костроме.

Одна из серий была посвящена Моцарту и Сальери. Меня вдохновила на нее поездка в Вену, где в доме Моцарта нет ничего, кроме белых стен. Появилась идея — на белом пространстве звучит музыка Моцарта… Я рисовал на белых листах, читая Пушкина и слушая Моцарта в исполнении разных музыкантов. Работы были разные: и абстрактные, и фигуративные. На них появлялись то Сальери, то Моцарт, то Черный человек. Я горжусь тем, что полотна выставлялись во многих знаковых местах: в доме Пушкина на Мойке, доме Цветаевой в Москве, музее Глинки. Сейчас я вдохновлен музыкой Прокофьева и темой мимолетности. Мимолетность во всем, сегодня я рисую пустыню Средней Азии, а завтра, допустим, Венецию…

В прошлом году мы путешествовали на машине из Нукуса в Ташкент, в результате этой поездки у меня появилось около двадцати  разных работ — предметных и абстрактных.

— Мне трудно представить, чем может вдохновить скучный и однообразный степной или пустынный пейзаж?

  Напрасно. Весной цветущая степь — это ощущение космического пространства. И самое главное, я люблю солнце, я здесь родился…

Картины  Волковых — это разные стили разных поколений, в которых есть что-то неуловимо общее, семейное — умение передавать через свое живописное видение мира ощущение ценности бытия.

 

Инна АККЕРМАНЦЕВА

(фото автора)

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности