Дунганский погром заставил более трезво взглянуть на национальную политику современного Казахстана, отделить пропагандистские рулады от реалий.
Елена Садовская, международный эксперт по миграции:
Дунгане – китайские мусульмане суннитского толка. Это удивительный народ и по-своему уникальный, как уникальны все этносы Казахстана. Они – потомки представителей народа хуэйцзу из китайской провинции Шэньси, которые 150 лет назад бежали из Китая от репрессий Цинского правительства.
Дунгане заняты в зерноводстве и овощеводстве, они являются поставщиками лука и других овощей в Алма-Ату.
После случившегося (уже очередного межэтнического конфликта, вызванного насилием и вызвавшего, в свою очередь, поток беженцев за пределы страны) мы живем в новой реальности. И надо перестать лгать себе, другим, называя имеющиеся в Казахстане социальные, этнические разломы и напряжения «бытовыми» ссорами, «драками» и «разногласиями».
Арман Кудабай, журналист, преподаватель:
– «Конфликтами на бытовой почве» могут называться стычки подвыпивших бузотеров в барах-ресторанах, потасовки школяров на переменах, но не поджог почти полусотни домов, разграбление десятка магазинов, уничтожение автомобилей и бегство через границу 4-х тысяч человек. Извините, но это уже погром.
Многие годы нас убеждали в том, что национализм отечественной выделки – «разумный», что он не имеет ничего общего с тем, что происходит за кордоном, и что нам непременно необходима официальная националистическая партия… И мы действительно наивно полагали, что нам удастся избежать болезней, которыми до нас уже заразилось множество других наций. Теперь же, столкнувшись лоб в лоб с крайне жестокими формами этнической нетерпимости, мы видим, как отдельные персоны от власти и оппозиции чуть ли не в унисон пытаются снова спихнуть все произошедшее на пресловутые «экономические причины» и тем самым загнать болезнь вглубь.
То, что случилось в Кордае, это результат не только заигрывания властей и оппозиции с националистическими настроениями, но и желания многих оседлать хайповую волну.
Хотелось бы верить, что события в Кордае станут ушатом холодной воды. И что прежде чем мы вновь начнем сочинять оды «мононациональности» государства и «особости» одного этноса, мы хоть на миг вспомним об этой трагедии и позоре, задумаемся над тем, чем чреваты подобные игры.
Мы не замечаем, что стали сами как-то не прочь примерить одежды Старшего брата. Не замечаете, как охотно присоединяясь к праведному осуждению любых форм этнической дискриминации в других странах (будь то мусульман-рахинджа в Мьянме или уйгур в Китае), мы нередко даже не вспоминаем о правах своих национальных меньшинств в нашей республике?
Ядикар Ганиев, гражданский активист:
-Государственная политика в сфере межнациональных отношений оказалась провальной, и это стало понятно уже давно. Руководители диаспор (как правило, ставленники Акорды) всегда пели дифирамбы существующей власти и вторили ее заявлениям о межнациональном согласии и толерантности. Хотя достаточно было просто пробежаться по страницам «Фейсбука», чтобы увидеть: ни согласия, ни толерантности в стране нет.
Каковы возможные варианты? Их два: Казахстан – это либо многонациональное государство, либо мононациональное. И под первый, и под второй необходимо подвести законодательную базу. Если многонациональное, то будьте добры в равной степени уважать права и свободы любого гражданина независимо от этнической принадлежности, ни в чем его не ущемляя. Если же мононациональное, то нужно отдельно прописать права и обязанности национальных меньшинств. В любом случае следует прекратить обманывать себя и дать представителям всех этносов ясное понимание перспектив их проживания в Казахстане.
Ущемление прав национальных меньшинств уже негативно сказывается на международной репутации страны. Следует учитывать, что русские, украинцы, корейцы, турки, немцы, узбеки, составляющие меньшинство в Казахстане, представляют нации, которые образуют государства гораздо более многочисленнее, чем наше. И здесь возможны далеко идущие последствия.
Серик Бейсембаев, социолог:
— Подходы, основанные на фетишизации межэтнического согласия и дружбы народов, уже не работают. В казахстанском обществе присутствуют ксенофобия, дискриминация и нетерпимость по этническому признаку. И это формируют почву для совершения насилия в интересах «своих» и против «чужих».
Назарбаев это начал ещё в 1991 году, наравне с Каримовскими заявления о важности титульной нации! Отток русскоязычных ещё больше выявил эти язвочки на теле республик…
Казахи бесятся, что нет у них своего Амир Темура, Петра Первого
зы…в общем причина бед ясна- казахи….))
Когда одни нации начинают кичиться перед другими нациями в одной стране это плохо кончается.Если Всевышний дал кому-то землю , то может и обратно забрать по причине притеснений. За последние несколько десятков лет со дня образования Казахской ССР , сколько государств исчезло с карты мира и сколько новых появилось , пусть поразмышляют люди.