Советский Союз в эпоху индустриализации очень нуждался в валюте. Так в 1930 году был организован Торгсин — Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами.
Правда, данная организация, в первую очередь, занялась скупкой золота, серебра, драгоценностей и иностранной валюты у советских людей, которые за свои ценности, принесенные в конторы Торгсина, получали боны, на которые в специально созданных магазинах могли купить дефицитные товары.
Торгсин был ликвидирован в 1936 году, а во время войны были вновь созданы «конторы» такого рода, уже под названием «Золотоскупка». Но наши граждане по привычке продолжали называть их Торгсинами.
Ташкент в годы войны уже был большим городом, и в нем, судя по всему, было немало таких заведений, но я лично знал только одну, во дворе дома на углу Хорезмской и Почтовой, напротив школы №50.
Казалось бы, Советская власть начисто выгребла разными способами у народа последнее золотишко и прочие «брюлики». Но трудные годы войны показали, что кое-что еще осталось на черный день. Да и нашествие еврейских беженцев также положительно сказалось на деятельности скупки.
Все это было очень кстати.
«Золотоскупка» давала возможность людям избежать голода, а страна смогла закупать за рубежом материалы и оборудование для оборонной промышленности.
Немалые деньги, получаемые людьми за ценности, сдаваемые в «Золотоскупку», позволяли им покупать товары в отдельных магазинах «Особторга». Цены тут были высокими, но ассортимент куда шире.
Здесь можно было свободно приобрести хлеб, сливочное масло, колбасы, сыры, мясные и рыбные консервы. Я знал только один магазин «Особторга» на углу Пушкинской и Хорезмской, но он в городе, конечно же, был не единственным.
Этот магазин вскоре после окончания войны стал одним из первых магазинов системы «Гастроном» в Ташкенте. И это стало для людей большим праздником.
На прилавках появились не только консервы с надписью «Chatka» (камчатский краб), которыми вначале были заставлены все полки гастронома, но и сгущенное молоко, сыры, соленая рыба, колбасы и т.д. Затем удивили бочки с черной и красной икрой, как зернистой, так и паюсной.
Не могу забыть фантастически приятный запах, исходивший от бакалейного отдела гастронома. Так пахли палочки настоящей ванили. И это, поверьте мне совсем не последующий ванилин…
Открывшиеся «Гастрономы» и отмена карточек стали для советских людей путевкой в мирную, сытую и спокойную жизнь.
Впереди были магазины «Березка», но это уже другая история.
мать рассказывала — работники этой конторы предлагали золотые изделия , по дешевке купить у них ! видимо золотых изделий было очень много !
Что за авторы пошли — каждый второй так и норовит пнуть власть, при которой сам появился на свет (зачем, чтобы гадить?), выучился, получил высшее образование, а теперь брюзжит — власть выгребла… Не стыдно? Я не призываю приукрашивать ТУ действительность, но и черной краской нашу, Советскую власть, мазать негоже…
а как же «мы вам школы и больницы построили»? на чьи шишы вы строили? революция, голод, гражданская потом великая война. и чьми руками?
Напротив Госпитальной церкви, рядом с остановкой 5 трамвая был также расположен Торгсин. Мне его показывала бабушка.
Мой дед, тогда поданный Великобритании, пару раз сдавал в Торгсин золотые вещи, но однажды ночью приехал «воронок» и выгребли все, что было.