Обелиск посреди пустынного плато хранит память о трагической гибели студентки с берегов Волги.
Плато Устюрт – это возвышенная равнина, протянувшаяся на сотни километров от Аральского моря до полуострова Мангышлак и залива Кара-Богаз-Гол. Летом на этой бескрайней плоскости стоит страшная жара, а зимой ее сковывают суровые морозы. Плюс бешеный ветер.
День, когда мы с водителем выехали из Нукуса, нельзя было назвать теплым. Но в городе, по крайней мере, светило солнце. А когда я вышел из машины в Кунграде, в часе езды на север, то окоченел, пока дошел до ближайшего магазина.
Дальше был сплошной снег.
В это время года в степи совершенно безлюдно, а весной, когда она покрывается сочной травой, всюду попадаются кочевья казахов, в основном из рода адай. Их верблюды и бараны пасутся неподалеку от колодцев, которые издавна распределены между пастухами. Сами чабаны не чуждаются цивилизации: каждая семья живет в вагончике, прицепленном к трактору. К этому вагончику цепляется другой со всеми необходимыми пожитками, а к нему уже крепится металлическая бочка на колесах с пресной водой – в похожих продают квас и пиво. Такие «караваны» передвигаются по весенним и летним степям, гарантируя владельцам вполне комфортный образ жизни.
Несколько десятилетий назад путешествовать здесь было гораздо опаснее. О чем свидетельствует стоящий прямо в степи обелиск с надписью: «Покорители Устюрта». «Здесь 19-VII-1956 г. погибла студентка ГГУ Елена Серебровская». Это уже недалеко от поселка Жаслык, известного по колонии строгого режима и бывшему советскому военному полигону для химоружия.
По рассказу моего водителя, бывшего геолога, в то лето несколько геодезистов вели разведку для строительства будущей железной дороги, когда у них закончилась вода. С ними была и студентка Горьковского госуниверситета, проходившая практику. Найдя колодец, они обнаружили, что он слишком глубок. Веревки, сделанные из одежды, не доставали до воды, и девушка погибла от жажды и теплового удара.
По другой версии, которую я прочитал в интернете, в жаркий июльский день «газик» с геодезистами сломался на одной из дорог. Мужчины пошли за помощью, а Лену оставили в машине, велев их ждать и в случае чего пить воду из радиатора. Когда они вернулись с подмогой, девушки в автомобиле не было. После долгих поисков ее нашли на дне ямы, которую она рыла сбитыми в кровь пальцами, пытаясь добраться до воды…
Одинокий обелиск в степи – вот и весь след, оставшийся от молодой жизни. К этому памятнику не приносят цветы. Проезжающие мимо водители ставят возле него пластмассовые бутылки, наполненные водой. С Устюртом шутки плохи…
Я там был в этом ЖАСЛЫКЕ 1994-1996 года, но про полигон химоружия слышу в первые, вот те на.
уточняю, Жаслык находится у ж.д станции Кунград. полигон с лабораторией химоружия находился на острове Возрождения, теперь это все Аралкумы. центр Устюрта находится на территории Казахстана. Устюрт известковое плато, сложено известняками палеоген-мелового периода, современных отложений не более 15-20 см, супеси, песок, глубже известняк и его не возможно капать руками. На плато есть ложбины, увалы, такыры, солончаки. Население крайне крайне мало. за сотни км нет ни одного поселения, только редкие зимовки. Плато ограничено с запада Западным Чинком (отвесный уступ), с востока в Каракапакии Восточным Чинком, на Юге — Южным Чинком. Высота уступов от 50 до 150, и даже до 200 м. С чинка вид потрясающий: как в космосе! Исколесил вдоль и поперек весь Мангышлак, куда и входит и Устурт. весной полно тюльпан, подснежников и других цветов, вокруг колодцев весной море шампиньонов и белых степных грибов, ведрами собирали.
в 70-е годы Комсомолка писала о девушке технике-геологе, ехавшей вдвоем с шофером на ГАЗике весной на базу с поля на Устюрте, машина сломалась. шофер пошел пешком. она осталась, но потом , не дождавшись ушла искать дорогу, но не найдя вырыла на склоне пещерку-нору. жила там 1 месяц, пока не нашли. у нее с собой было мяса сайгака, она его просушила, разделила на мелкие куски и ела потихоньку, ела траву молодую. чтоб не сойти с ума вязала свитер, раза два-три распутывала и снова вязала, тем и спаслась. шофера нашли раньше, а ее позже.
Позволю себе, как один из авторов и изготовителей обелиска, внести некоторые уточнения. По поводу гибели девушки возражений нет, все авторы в гугле используют, примерно, одну и ту же версию. Фантазии начинаются с дат и количества памятников, а также привязка к Жаслыку. После гибели девушки, мы, строители компрессорной станции Тулей в 1968 году видели полуразрушенный невзрачный , похожий на тумбу 1000х1000х1000 мм. памятник с вмонтированной в его тело плитой с соответствующей надписью, возможно и установленный родителями и друзьями. Главный смысл заменить его был не сентиментальный , а рациональный. Тот, кто в те времена (практически, не видно было следов газопровода и железной дороги) летал на самолёте над Устюртом видел произвольную сеть самодеятельных дорог, следы плутания по плато водителей, которые при старте из Кунграда
примерно 200км., припасали недельный запас воды и на несколько дней пищи. Те. нужен был ориентир. Какой мы и соорудили ССО ЛИТМО , Рижское ГВФ, Ленинградский ж/д техникум. Подробности в Гугле, Устюрт перепечатавшей мою статью, окомсомоленную журналистом в институтской многотиражке.