Знаете ли вы, что вместе с майором Егоровым первым, кто обнял Юрия Алексеевича Гагарина в поле под Саратовом после возвращения с орбиты был уроженец Ташкента Ата Мехрибанович Бахрамов?
Нам посчастливилось познакомиться с ним в 1979 году, когда он по зову сердца приехал в Ташкент, чтобы помочь республике в создании принципиально новой хлопкоуборочной машины, которая могла бы освободить сотни тысяч детей и горожан от ручной уборки хлопка-сырца. Но до этого в течение 50 лет у него была очень насыщенная и полезная работа в Москве. Расскажем об этом вкратце.
Бахрамов Ата Мехрибанович родился в 1913 году 20 февраля в большой узбекской семье ремесленников в Ташкенте (в районе нынешнего цирка).
С 14 лет он начал работать, учился в топографическом техникуме. Принимал активное участие в общественной молодёжной жизни.
В 1930 г. Ср.Аз бюро ЦК ВЛКСМ направляет его в Москву на учебу, Здесь он в 1937 году заканчивает Московский авиационный институт (МАИ) С 1938 года работает в ОКБ начальником конструкторской бригады, а с 1939г. – в Министерстве авиапромышленности по опытному самолетостроению, активно участвуя в организации научно-исследовательских институтов ЦАГИ и ЛИИ.
В начале Великой Отечественной войны Бахрамову поручается эвакуация научно-исследовательских предприятий авиапромышленности, Тогда же по его инициативе он назначается уполномоченным Наркомата авиационной промышленности по размещению авиазаводов в городах Ташкенте и Андижане, затем назначается уполномоченным по организации специального ОКБ и опытного завода в Москве при НИИ №3 Совнаркома СССР по созданию реактивных средств.
С 1943 года отправляется уполномоченным наркомата авиапромышленности во 2-ую Воздушную Армию 1-го Украинского фронта. С 1947г. подполковник-инженер А.М.Бахрамов в составе инициативной спецгруппы работает в Военно-воздушной академии им. Жуковского по специальной тематике ракетной техники, а с 1948 г. — в НИИ-4 Академии Артнаук является научным руководителем и исполнителем раздела специальных разработок по обороне страны и одновременно заканчивает специально созданные высшие инженерные курсы при МВТУ имени Баумана. Он защищает дипломный проект по ракетной технике с отличием и сдаёт кандидатские экзамены.
В эти годы он работает бок о бок с Королевым, Тихонравовым, Победоносцевым, Бондарюк, Можаровским и другими звездами в области ракетной техники.
С 1955г. полковник-инженер А.Бахрамов работает в ОКБ авиапромышленности в качестве начальника КБ по средствам защиты, спасения и обеспечения жизнедеятельности человека в летательных аппаратах. Под его непосредственным руководством и участии создаются герметические кабины животного для полета собачки Лайки в космос, создается катапультное кресло с кабиной животных для полета в космос Белки и Стрелки с возвратом на землю.
Бахрамов принимает активное участие в наземных и летных испытаниях и подготовке полета человека в космос. Бахрамов А.М. первым (совместно с майором Егоровым) встречает на земле первого космонавта Ю.А.Гагарина.
В семидесятых годах, будучи начальником КБ в разработках по программе освоения космоса, Бахрамов возглавляет работы по созданию взрыво-безосколочных унифицированных емкостей высокого давления и унифицированных систем пожаротушения летательных аппаратов.
В 1980г. по инициативе института машиноведения АН СССР и приглашению Академии Наук Узбекистана Бахрамов А.М. прикомандирован в УзНПО «Кибернетика» АН РУз для разработки и создания принципиально новой бесконтактной хлопкоуборочной машины по его изобретению (авт.свид. №117128 1958г.) Здесь Бахрамов с малочисленным коллективом создал в 1980 г. действующий макет машины, а в 1982г. — экспериментальную машину, которая проходила лабораторно-полевые испытания с весьма обнадеживающими результатами.
По инициативе Бахрамова, в работы по изучению теории и практических разработок безотказной уборки хлопка были вовлечены: ИМАШ АН СССР, МГУ им.Ломоносова, институт механики авиапромышленности. Созданная машиностроительным заводом «Звезда» машина под руководством главного конструктора Севернина на лабораторных полевых испытаниях показала хорошие результаты.
Под руководством Бахрамова в УзНПО «Кибернетика» была создана лабораторная база (аэродинамический стенд), и стала развиваться фундаментальная наука по изучению потоков и конструкторский отдел по разработке конструкции новой хлопкоуборочной машины.
К сожалению, по некоторым объективным и субъективным причинам, задумка Бахрамова не была воплощена полностью. В 1988 году, после 4-го инфаркта Ата Мехрибанович скончался.
Он всегда гордился тем, что он, простой узбекский парень, смог достичь таких высот в авиапромышленности и космонавтике, работая бок о бок с её корифеями.
Мы были очень дружны с этим замечательным человеком, часто встречались, ведя долгие беседы на самые различные темы., включая и положение в республике. Это был удивительно общительный, жизнерадостный и добрый Человек, подлинный патриот и интернационалист.
Т. Нусратов, доктор технических наук, профессор, академик Петровской Академии наук и искусств России.
А. Ходжаев, кандидат философских наук.
Очень приятно что наш соотечественник бок о бок работал Королевым, Гагарином.
Спасибо за статью, побольше надо говорить и писать о великих людей Узбекистана.
Спасибо за статью. Гордимся нашими великими соотечественниками!
Очень приятно.
Замечательная статья! Спасибо Тулкун Сахибович и соавтору, конечно, тоже.
Отец был настоящим Патриотом Страны в целом и, особенно, Узбекистана. У него была очень непростая биография, но это отдельная тема.
Тулкун! Я хорошо помню тебя и твою замечательную семью. Надеюсь, что у вас всё благополучно. Желаю вам всем здоровья, счастья и всяческих успехов.
Эрнест.
МОИ ГЛУБОЧАЙШИЕ УВАЖЕНИЕ И ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ АВТОРАМ СТАТЬИ ОБ ЭТОМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКЕ!
Это вам не нынешние «созидатели». Человек, в первую очередь, думал о простом народе,чтобы ему легче было трудиться, о стране, укрепляя её защиту от всех нападок, продолжающихся со стороны англосаксов в течение всех времён. Вот про таких людей надо рассказывать детям в школе.