16+
19 Декабря 06:12
Ташкент: Гагарин и Бахрамов

Сегодня, 12 апреля,  в Ташкенте у памятника Юрию Гагарину отметили Международный  день космонавтики и авиации.

В акции принял участие российский посол Владимир Тюрденев, хоким Чиланзарского района Даврон Хидоятов, представители национальных культурных центров, студенты, курсанты, школьники, российские соотечественники.

*                      *

Об этом в Узбекистане почти никто не знает, хотя вместе с майором Егоровым первым, кто обнял Юрия Алексеевича Гагарина в поле  под Саратовом после возвращения с космического полёта был наш земляк Ата Мехрибанович Бахрамов.

Кто же этот невольный инкогнито, как он оказался в кругу пионеров  освоения космического пространства?

Нам  посчастливилось познакомиться с ним в 1979 году, когда он по зову сердца приехал в Ташкент, чтобы помочь республике в создании принципиально новой хлопкоуборочной машины, которая могла бы освободить сотни тысяч детей и горожан от ручной уборки хлопка-сырца. Но до этого в течение 50 лет у него была очень насыщенная и полезная работа в Москве. Расскажем об этом вкратце.

Бахрамов Ата Мехрибанович родился в 1913 году 20 февраля в большой узбекской семье ремесленников в Ташкенте  (в районе нынешнего цирка).

С 14 лет он начал работать, учился в топографическом техникуме. Принимал активное участие в общественной молодёжной жизни.

В 1930 г. Ср.Аз бюро ЦК ВЛКСМ направляет его в Москву на учебу, Здесь  он в 1937 году заканчивает Московский авиационный институт  (МАИ)   С 1938 года работает в ОКБ начальником конструкторской бригады, а с 1939г. – в  Министерстве авиапромышленности по опытному самолетостроению, активно участвуя в организации научно-исследовательских институтов ЦАГИ и ЛИИ.

В начале Великой Отечественной войны   Бахрамову поручается эвакуация научно-исследовательских  предприятий авиапромышленности, Тогда же по его инициативе он назначается уполномоченным Наркомата  авиационной промышленности по размещению авиазаводов в городах Ташкенте и Андижане, затем назначается уполномоченным по организации специального ОКБ и опытного завода в Москве при НИИ №3  Совнаркома СССР по созданию реактивных средств.

С 1943 года отправляется уполномоченным наркомата авиапромышленности во 2-ую Воздушную Армию 1-го Украинского фронта. С 1947г. подполковник-инженер А.М.Бахрамов в составе инициативной спецгруппы работает в Военно-воздушной академии им. Жуковского по специальной тематике ракетной техники, а с 1948 г. — в НИИ-4 Академии Артнаук является  научным руководителем и исполнителем раздела специальных разработок по обороне страны и одновременно заканчивает специально созданные высшие инженерные курсы при МВТУ имени Баумана. Он защищает дипломный проект по ракетной технике с отличием и сдаёт кандидатские экзамены.

В эти годы он работает бок о бок с Королевым, Тихонравовым, Победоносцевым, Бондарюк, Можаровским и другими звездами в области ракетной техники.

С 1955г. полковник-инженер А.Бахрамов работает в ОКБ  авиапромышленности в качестве начальника  КБ по средствам защиты, спасения и обеспечения жизнедеятельности человека в летательных аппаратах.  Под его непосредственным руководством и участии создаются герметические кабины животного для полета собачки Лайки в космос, создается катапультное кресло с кабиной животных для полета в космос Белки и Стрелки с возвратом на землю.

Бахрамов принимает активное участие в наземных и летных испытаниях и подготовке полета человека в космос. Бахрамов А.М. первым (совместно с майором Егоровым)  встречает на земле первого космонавта Ю.А.Гагарина.

В  семидесятых годах, будучи начальником КБ в разработках по программе освоения космоса,  Бахрамов возглавляет работы по созданию взрыво-безосколочных унифицированных емкостей высокого давления и унифицированных систем пожаротушения летательных аппаратов.

В 1980г. по инициативе института машиноведения АН СССР и приглашению Академии Наук Узбекистана Бахрамов А.М. прикомандирован в УзНПО «Кибернетика» АН РУз для разработки и создания принципиально новой бесконтактной хлопкоуборочной машины по его изобретению (авт.свид.  №117128 1958г.) Здесь  Бахрамов  с малочисленным коллективом создал в 1980 г.  действующий макет машины, а в 1982г. — экспериментальную машину, которая проходила лабораторно-полевые испытания с весьма обнадеживающими результатами.

По инициативе Бахрамова, в работы по изучению теории и практических разработок безотказной уборки хлопка были вовлечены: ИМАШ АН СССР, МГУ им.Ломоносова, институт механики авиапромышленности. Созданная машиностроительным заводом  «Звезда» машина под руководством главного конструктора Севернина  на лабораторных полевых испытаниях показала хорошие результаты.

Под руководством  Бахрамова в УзНПО «Кибернетика» была создана лабораторная база (аэродинамический стенд),  и стала развиваться  фундаментальная наука по изучению потоков и конструкторский отдел по разработке конструкции новой хлопкоуборочной машины.

К сожалению, по некоторым объективным и субъективным причинам, задумка Бахрамова не была воплощена полностью. В 1988 году, после 4-го инфаркта Ата Мехрибанович скончался.

Он всегда гордился тем, что он, простой узбекский парень, смог достичь таких высот в авиапромышленности и космонавтике, работая бок о бок с  её корифеями.

Мы были очень дружны с этим замечательным человеком, часто встречались, ведя долгие беседы на самые различные темы., включая и положение в республике.  Это был удивительно общительный, жизнерадостный и добрый Человек, подлинный патриот и интернационалист.

Т. Нусратов,   доктор технических наук, профессор, академик Петровской Академии наук и искусств России.

А. Ходжаев,  кандидат философских наук.

Загрузка...

Ташкент: Гагарин и Бахрамов

  1. Вахоб:

    Очень приятно что наш соотечественник бок о бок работал Королевым, Гагарином.
    Спасибо за статью, побольше надо говорить и писать о великих людей Узбекистана.

  2. Shavkat:

    Спасибо за статью. Гордимся нашими великими соотечественниками!

  3. Shonazar:

    Очень приятно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*