В Государственном музее искусств Узбекистана открылась вставка выдающегося русского художника, основоположника узбекской школы живописи Александра Николаева.
Сын царского полковника, бывший политрук Красной Армии в 1920-ом осел после гражданской войны в Самарканде. И так был очарован красками и жизнь. Азии, что принял мусульманство.
Дома он носил халат и тюбетейку, а когда предстояла встреча с духовенством или с народными мастерами Самарканда, Ташкента он надевал чапан и чалму. Всё это вызывало со стороны людей окружавших его, живущих и работающих рядом с ним, глубокое уважение.
Вскоре, в среде местных жителей, его коллег и друзей, возник псевдоним «Усто Мумин», что в переводе означало – Мастер кроткий.
Николаев попал в жернова сталинских репрессий, но чудом выжил. Похоронен Заслужкенный деятель искусств Узбекистана на русском Боткинском кладбище. В этом году участники группы «Память о ташкентцах» нашла и привела в порядок его могилу.
Последний раз картины Николаева выставлялись в Ташкенте в 1978-ом. На нынешней представлены 22 графические и 20 живописных работ художника. Причем, это далеко не полное собрание Мумина, которым обладает ГМИ.
Выделяются первая «Весна», 1923, «Бача-дутарист», 1924, и «Беданобоз», 1928, живопись тридцатых и сороковых годов. Это «Портрет жены» (перв. пол. 1930-х), «Старик с внуком» (1945), «Ходжа Насреддин на базаре» (1947), живописная серия «Уйгурский театр» (1943-1944), «Портрет Юлдаша Ахунбабаева» (1951).
Впервые зрители увидели ташкентский вариант «Юноши в меховой шапке» и несколько графических листов.
Увы, не обошлось без досадных накладок. Выставке не предшествовала реклама, само помещение выглядит неряшливо, плохой свет мешает насладиться картинами. Неизвестно даже, сколько продлится выставка.