Узбекистану явно не повезло с географией, до морских путей надо пересечь пару иностранных границ.
Потому официальный Ташкент с таким оптимизмом ухватился и проталкивает проект Трансафганской железной дороги с выходом на пакистанский берег Индийского океана.
«Афганистан долгие годы был глухой стеной для всей Центральной Азии, — считает Александр Алексеев из Центра международных и общественных политических проблем «Каспий-Евразия». — Отсталая страна без шоссейных и железных дорог, без полноценной энергетики, кадрового потенциала, она еще и погружена в бесконечную гражданскую войну с иностранными нашествиями. Но Афганистан сегодня — лакомый кусок для любого соседнего государства. Его рынок практически пуст, тут ничего не производится, царит экономическая разруха. Есть неплохие запасы полезных ископаемых. Плюс — потенциально открывается транспортное окно для всей Центральной Азии с выходом к теплым морям».
Узбекистан одним из первых уловил выгоду от сотрудничества с Кабулом под властью талибов. За короткое время Афганистан занял пятое место среди потребителей узбекского экспорта. Знаменитый мост «Дружба» через Аму-Дарью у Термеза работает в круглосуточном режиме, пропуская фуры с товарами. Под нагрузкой и железная дорога до Мазари-Шарифа, она, кстати, управляется узбекскими железнодорожниками. Но этого уже мало!
Надо понимать, что Афганистан стал призом для могучего Китая, динамичного Казахстана, под боком огромный Пакистан, не поступится давними связями Иран, всегда на подхвате Туркмения и Таджикистан.
Очевидно, что не упустит своей выгоды и Россия, слишком много вложившая в свое время в развитие Афганистана по социалистическому сценарию. А потому, думается, Ташкент сделал правильный выбор, пригласив русских железнодорожников в строительство Трансафганской магистрали.
Проект предварительно стоит пять миллиардов долларов. Один Ташкент, конечно, не потянет, без финансовой помощи не обойтись. Как и не обойтись без технической подмоги — выстроить современную «железку» — это целая индустрия, от вагонов до локомотивов, станций, путевой электроники, это постоянная подпитка грамотными кадрами для штатной эксплуатации.
Такой школой обладает только Россия с ее Закаспийской магистралью, Транссибом, Восточной магистралью, БАМом. Было бы глупо отказываться от опытнейшего партнера!
Можно, конечно, было позвать спецов из Европы. Благо, те горазды на посулы и обещания. Но их опыт показал на примере России, в частности гражданской авиации, что западники легко жертвуют даже экономическими интересами под диктовку своего политического руководства в лице ЕС.
Ставить стратегический проект в зависимость от «плохого настроения» Брюсселя или Вашингтона просто невозможно!
Тем более что выгода очевидна, понятна даже неспециалисту. Трасса «Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» напрямую свяжет безразмерные рынки Юго-Восточной Азии с СНГ, КНР и Европой. В среднем каждый грузовой контейнер ускорится с доставкой на 40 процентов. А время, как известно, деньги.
Только в дебюте магистраль будет пропускать три миллиона тонн грузов, а лет через пять уже все 20 миллионов.
Гешефт Узбекистана как на ладони. Республика превращается в огромный транспортный хаб для всего региона с политическими козырями, деньги текут рекой через таможню и пропуск поездов, создаются тысячи и тысячи стабильных рабочих мест. Наконец, свой бизнес с его экспортом получает вполне законные преференции.
Примечательно, что в случае с Афганской магистралью дело развивается в хорошем темпе. Уже принято решение о проектировании дороги, а в Казань на майский Форум «Россия — Исламский мир» уже позвали кроме афганцев и сотрудников Пакистанских железных дорог. Куем железо, пока горячо!
Тем более что на подходе Международный транспортный коридор «Север — Юг», берущий начало от Санкт-Петербурга и заканчивающийся в Персидском заливе. Он на треть дешевле и короче пути через Суэцкий канал. И если сопрячь с ним Трансафганскую магистраль, то эффект будет «ядерным».
Что вполне реально, ведь и там, и там участвует Россия, наш проверенный временем партнер. Не будем забывать — размер колеи «железки» остался прежним, еще с царских времен.