18+
14 Мая 19:41
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Третье рождение самаркандского трамвая

 Пятого  октября  Шавкат Мирзиёев в Самарканде предложил возродить городскую трамвайную сеть. Предполагается, что первая линия протянется от Сиабского рынка до  жилого массива Сар-Тепо.

 Yy-OQJAgHKw

Затем станет возможным появление и других городских маршрутов. Срок пуска первой очереди в эксплуатацию будет приурочен к празднованию Навруза — 21 марта 2017 года. В качестве подвижного состава, видимо, будут использоваться вагоны Vario LF, отстраненные от эксплуатации в Ташкенте после остановки трамвайного движения в столице Узбекистана 2 мая 2016 года…

 Между тем, у самаркандского трамвая своя весьма извилистая история.

В 1907 году властная   администрация вознамерилась открыть в Самарканде трамвайное движение.  И хотя предложения подобного рода  поступали   от местных купцов и предпринимателей уже несколько лет подряд, только теперь отцы города сочли момент благоприятным. Трамвай, по их мнению, должен был стать не только пассажирским транспортом, но и осуществлять грузовые перевозки с железнодорожной станции на товарные склады.

 Для реализации этой цели вскоре были заказаны в России специальные открытые платформы.  Первоначально   решили  построить рельсовую дорогу лишь от железнодорожного вокзала до центра города.

Были определены подрядчики и исполнители, выделены из бюджета необходимые средства. Предварительные работы начались с планировки улиц, по которым предполагали пустить трамвай. Затем стали подыскивать наиболее подходящее место для сооружения центральной электрической станции. После долгих споров решили, что лучше всего установить ее на канале Даргом.

Казалось бы, все подготовительные вопросы решены и настала пора приступить к укладке рельсового пути. Однако возникшие  финансовые   проблемы, а затем и другие обстоятельства объективного и субъективного характера помешали городской администрации решить назревшую транспортную проблему. И хотя вопрос о городском трамвае неоднократно поднимался и в последующие годы, претворить идею в жизнь удалось лишь значительно позднее.

После размежевания Туркестанского края  и образования среднеазиатских советских республик, Самарканд, как известно, стал первой столицей Узбекистана. Тогда-то, в 1924-м году, местные власти приняли решение в кратчайшие сроки проложить узкоколейку от железнодорожного вокзала до бывшей улицы Ленина.

 Работа шла ударными темпами и уже к осени того же года была завершена. Открытие линии было, естественно, приурочено к очередной годовщине большевистской революции: 7 ноября празднично украшенный первый самаркандский трамвай, под звуки революционных маршей, торжественно проделал свой путь.

Позднее трамвайную линию продлили до бывшей крепости (между нынешним областным хокимиятом  и  институтом иностранных языков).  Состав поезда, состоявшего из паровоза  с несколькими открытыми и закрытыми пассажирскими вагонами, курсировал от вокзала до улицы Ленина.   Побывавший в нашем городе в 1925 году известный писатель Илья Ильф писал в своем очерке под названием «Глиняный рай», что «…трамвая в Самарканде нет. Его заменяет доблестно отслуживший все сроки на афганской границе и только в прошлом году оттуда привезенный паровичок. Вагончики клацают по узкой колее и стремглав несутся в город».   Этот   паровик,   названный местными жителями кукушкой, проработал недолго. В 1930-м году, когда столица Узбекской ССР была перенесена из Самарканда  в Ташкент,  власти посчитали, что трамвая городу не нужен.  И  поэтому  вскоре движение по узкоколейке было прекращено.

 Однако в годы Второй мировой войны, когда в Самарканд хлынул огромный поток эвакуированных и население его почти удвоилось, в городе возникли проблемы с транспортом. И уже в 1942-м году  по заброшенной трассе бывшей узкоколейки была проложена новая  железнодорожная ветка широкой колеи, которая служила для доставки пассажиров и товаров с вокзала на Сиабский базар. А пять лет спустя, в самом конце 1947-го года, в районе этого базара построили трамвайное депо и полностью  электрифицировали линию. Затем были сделаны разъезды для встречных поездов и дополнительно закуплен в Ташкенте старый трамвайный подвижной состав,   состоявший из моторных и прицепных вагонов, прошедших капитальный ремонт в трамвайном депо столицы республики. Торжественное открытие движения электрического трамвая состоялось 1 мая 1947-го года. Причем поначалу на линии осуществлялось совместное движение трамваев и   железнодорожных составов.   Новые трамвайные поезда стали поступать прямым назначением в Самарканд с Усть-Катавского завода лишь в 1950-1960-х годах.

Городской трамвай несколько десятилетий исправно выполнял свою функцию, однако   городские власти вновь решили упразднить этот вид транспорта, якобы мешавшего движению автобусов и легковых автомобилей.

И это свершилось — 28 августа 1973-го   года стал последним днем работы самаркандского трамвая. После прекращения движения, трамвайная линия и депо были разобраны, а подвижной состав списан.

Рубен НАЗАРЬЯН

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности