В Самарканде отмечают 145-летие дня рождения основателя узбекской школы живописи Павла Бенькова.
В честь юбилея в Государственном музее истории культуры открылась уникальная выставка картин мастера и педагога.
Вернисаж представлен известными, но редко выставляемыми работами Павла Петровича и его учеников, последователей.
Куратор выставки Сафура Рузимуротова рассказала, что Павел Беньков приехал в Узбекистан в первые годы Советской власти, а в 1931 году полностью перебрался с семьей в Самарканд.
Он уже считался зрелым мастером со своим особым почерком, за его плечами были Казанское художественное училище, Петербургская Академия художеств и Академия Жюльена в Париже. Он много писал портретов, работал с жанровыми сценами, создавал театральные декорации. Коллеги по живописному цеху называли его Тицианом за незаурядную колористическую одаренность.
Природа Узбекистана, искренность его народа, многовековая история и культура ярко отражены в творчестве художника. Этим особым видением красоты окружающего мира будет отличаться и творчество его учеников, с гордостью называвших себя «беньковцами».
С 1930 по 1949 годы Павел Петрович руководил Самаркандским художественным училищем, которое стало настоящей кузницей для местной молодежи. Среди них будущие народные художники Лутфулла Абдуллаев, Чингиз Ахмаров и Зинаида Ковалевская, заслуженный деятель искусств Абдулхак Абдуллаев, Рашид Тимуров, Ашраф Разыков и другие. У каждого из них свой стиль, но и сейчас, переходя от картины к картине на представленной выставке, можно уловить неподражаемую «школу Бенькова».
Общественность Самарканда внесла предложения о сохранении памяти заслуженного деятеля искусств Узбекистана П. Бенькова.
К примеру, нужно установить барельеф художника на стене дома, где он жил и работал, устроить в Самарканде Аллею художников его имени, разместить мемориальную доску на бывшем художественном училище.
Директор музея современного искусства «Рухсор» Нормурод Негматов вызвался обратиться с таким письмом к местным властям, в узбекский Минкульт.