Узбекистан минувшим маем официально подключился к освоению международного транспортного коридора Север-Юг. Правда, с изрядным опозданием.
Зампредседателя российского правительства Виталий Савельев уверен, что новый путь (7200 километров), начинающийся в Санкт-Петербурге и заканчивающийся в Персидском заливе, будет реальным конкурентом Суэцкого канала. Ведь он куда короче и на треть дешевле дороги вокруг всей Европы и совершенно не зависим от Запада, способного на любые козни.
«Узбекистан обладает выгодной географией. Он граничит со всеми остальными странами Центральной Азии, служит своего рода мостом для них,-замечает Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических проблем «Каспий-Евразия».- Перестройка транспортного каркаса региона органично вписывается в китайский новый «Шелковый путь» и, конечно, в МТК «Север-Юг». А значит нет недостатка в финансировании и современных технологиях, в опытных подрядчиках».
Если откровенно, Ташкент затянул со своим решением о присоединением к МТК. Здесь уже вершатся большие дела.
Так, в Туркмении завершено строительство участка новой железной дороги Узень-Гызылгая-Берекет-Этрек-Горган (Казахстан-Туркменистан-Иран). Это восточный обход Каспия.
На западной стороне моря Тегеран освободил участок Решт — Астара в 162 километра под геолого-разведочные изыскательские работы. Здесь появятся восемь новых станций, 56 эстакад, 73 моста, 30 путепроводов.
На базе грузовых терминалов станций Саранск, Ульяновск-1 и Ульяновск-3 (Куйбышевская дорога), ударными темпами создается Поволжский терминально-логистический центр (ТЛЦ) с прицелом на Индию.
Также на модернизацию Волго-Каспийского судоходного канала за последние два года Москва потратила почти 10 млрд руб.
МТК уже показывает свою силу-за минувший год по нему переместили 20 миллионов тонн грузов. После реализации проекта пропускная способность только западного маршрута составит не менее 15 млн тонн.
Ташкент все это время усердно пробивал дорогу к пакистанским портам через Афганистан. Сначала он запустил фуры, затем занялся продлением железной дорогой от Мазари-Шарифа до Герата.
Что и говорить, маршрут крайне выгоден для Узбекистана. Но и опасен, Афганистан не раз за последние десятилетия становился ареной жестоких войн. Никто не исключает и повторения событий из-за упертого правления талибов. Да и с финансами еще не все ясно-пять миллиардов долларов на дороге не валяются.
Повернуться лицом к МТК, видимо, Ташкент убедили Казахстан и Азербайджан. С ними у республики сейчас наблюдается период «раскрытых объятий». Но и сработал привычный для узбеков прагматизм.
В республике до сих с сожалением вспоминают упущенный шанс с поставками кузбасского коксующегося угля в Индию. Речь шла о 40 миллионах тонн в год. Но Ташкент протянул время, слишком долго думал и прикидывал. Бесконечные эшелоны пошли через Дальний Восток. А ведь это миллионы долларов за транзит на «всю оставшуюся жизнь»!
-МТК сулит и более грандиозные перспективы, если речь идет об «Иранской реке»,-считает эксперт.-Тегеран с 1960 года предлагает соединить каналом Персидский залив с Каспийским морем.«Иранруд» (Иранская река) позволит обойти Босфор, находящийся под контролем НАТО, и Суэц, задирающий космические цены за проход судов»
Канал в 1600 километров обойдется в 20 миллиардов долларов и будет приносить каждой из стран по полтора миллиарда прибыли каждый год. Сюда могут подключиться с прямыми инвестициями Ташкент, Ашхабад, Астана, Бишкек, Душанбе, Минск. Да и Китай не останется в стороне!
Впрочем, не будем забегать так далеко.
На сегодня главное, что Узбекистан вступил в проект Север-Юг как равноправный партнер без всяких условий со стороны «больших дядей». Скажем больше, его давно ждали в МТК. А потом важно сполна воспользоваться этим шансом, чтобы не остаться на обочине грандиозного свершения, которое перекроит транспортную карту огромного региона, свяжет воедино давних и верных партнеров.