13 февраля 1945-го Красная Армия взяла Будапешт. Операция длилась около ста дней. Потери Красной армии составили более 80 тысяч бойцов.
О «секретном оружии»
Венгерское правительство, осознавая скорое поражение Германии и всего нацистского блока, осенью 1944-го запросило у Москвы перемирия. Диктатор Миклош Хорти выполнил требование СССР: порвал отношения с немцами и объявил Германии войну. Гитлер ввел в страну войска, захватившие Будапешт. Многие венгерские военнослужащие стали военнопленными, тысячи человек отправили в концлагеря и штрафные батальоны. Венгры старались при первой же возможности перейти на советскую сторону.
Так, один солдат рассказал на допросе, что был очень рад, когда представился случай сдаться русским: «Мне было поручено наладить связь батальона с минометным взводом, находящимся в деревне Тюнель. Когда я пришел в эту деревню, решил зайти в один домик, чтобы немного отдохнуть. Здесь увидел четырех солдат из нашего эскадрона, которые сообщили мне, что они сговорились сдаться в плен и ожидают прихода русских. Я решил присоединиться».
Немцы делали все возможное, чтобы поддерживать боевой дух: обещали чудо-оружие и скорую победу вермахта.
Об этом говорил, например, солдат дивизии СС «Полицай» — его показания записаны в протоколе допроса.
«В кратчайшие сроки нам на вооружение поступит новое оружие. Оно уже испытывается в Германии. Это оружие называется «Пресслюфтграната» (снаряд сжатого воздуха). Оно будет убивать наших врагов на большом пространстве от места разрыва», — передал эсэсовец слова командира роты.
Кроме того, войска готовили к массированному применению химического оружия в качестве «последнего аргумента в войне с врагами рейха».
«У каждого есть противогаз и накидка. На занятиях всех предупреждают, чтобы хранили строгую тайну обо всем, что им известно о возможности ведения химической войны. За три дня до моего отъезда на фронт вся рота прошла через камеру газоокуривания, причем каждый солдат испытал свой противогаз», — рассказывал один из солдат.
О расстреле парламентеров
При осаде Будапешта советское командование всеми силами пыталось избежать большой крови и сильных разрушений. Двадцать девятого декабря 1944-го, перед штурмом, в венгерскую столицу направили двух парламентеров с предложением сдать город. Переговорщиков расстреляли.
«Примерно в середине января мы, находясь в бомбоубежище, услышали от соседей, что русские перед началом осады Будапешта направили парламентеров, — дал письменные показания венгерский генерал-майор Миклои Фридьяш. — Они должны были предложить командованию сдать город. Парламентеры не успели приступить к переговорам, как были расстреляны. Это сообщение привело всех в ужас, никто не хотел верить. Примерно через неделю я встретил в нашем доме одного фенриха по фамилии Варгуш из 13-го дивизиона штурмовой артиллерии, который искал квартиру. Я спросил его, возможно ли, чтобы немцы расстреляли русских переговорщиков? Он ответил, что от немецкого командования поступил приказ открывать огонь по советским парламентерам в случае их появления. Каждый командир батальона личной распиской должен был удостоверить получение им этого приказа».
Об обстановке в городе перед штурмом
В рассекреченном донесении политуправления Красной армии говорится о крайне тяжелом положении жителей Будапешта перед штурмом, активности подпольщиков и панике немецких офицеров.
«По показаниям военнопленных, в городе нет хлеба, — подчеркивается в документе. — Другие продукты достать почти невозможно. Электростанция пока еще работает, все большие здания минируются. Члены партии Салаши, получившие оружие, устраивают себе пулеметные гнезда в подвале. Есть приказ вести террор против русских войск, если они проникнут в город. Об этом приказе солдаты не знают. Очень активно действуют пропагандистские органы фронта сопротивления, которые на стеклографах издают много листовок. Несмотря на запрет, население читает эти листовки и очень интересуется».
Политуправление сообщает, что в Будапеште мобилизация, причем пополняют в основном подразделения на переднем крае. Военнопленные венгры говорят, что немцы на транспортных самолетах вывозят своих офицеров, как здоровых, так и раненых. Командование приказывает войскам обороняться до последнего человека, подбадривая тем, что на выручку окруженной группировке якобы уже выдвинулась дивизия СС «Викинг».
О штурме города
Раскрытые Минобороны документы позволяют судить о том, как тщательно советское командование готовило штурм города. Операция сопровождалась жестокими уличными боями — Красная армия использовала минимум бронетехники, прорываясь к центру силами штурмовых групп при поддержке тяжелой артиллерии. Заключительный этап наступления начался 11 февраля.
В боевом распоряжении командира 83-й бригады читаем: «Части группы войск Будапештского направления с утра 11.2.45 г. начинают решительный штурм по ликвидации окруженной группировки».
После мощной артподготовки советские войска вместе с бойцами венгерской добровольческой армии устремились в город мелкими группами, овладевая улицами и стратегически важными зданиями. Штурм продолжался трое суток. Тринадцатого февраля бои завершились капитуляцией городского гарнизона во главе с немецким командующим Будапештской группой войск генерал-полковником Карлом Пфеффер-Вильденбрухом. Красная армия разгромила 56 гитлеровских дивизий и бригад. Противник потерял до 50 тысяч солдат и офицеров убитыми и 138 тысяч пленными.
«После полуторамесячных упорных боев в трудных условиях большого города сегодня, 13 февраля, завершили разгром окруженной группировки противника в Будапеште и тем самым полностью овладели столицей Венгрии городом Будапешт — стратегически важным узлом обороны немцев на путях к Вене», — отмечается в приказе № 337 Верховного главнокомандующего.
О героизме советских солдат
Особый интерес представляют наградные листы на солдат и офицеров Красной армии, освобождавших Будапешт. Среди отличившихся — командир танка M4A2 «Шерман» гвардии старшина Павел Воронин.
Товарищ Воронин в боях за города Будапешт и Вену проявил исключительный героизм и военное мастерство. С тремя своими танками в районе Сентпетер 21 января 1945-го отбил восемь атак семнадцати немецких танков. В этом бою было им уничтожено пять немецких танков без своих потерь. Двадцать третьего января в районе Веленце товарищ Воронин своим танком устроил засаду, ночью пропустил мимо себя четыре немецких танка, пристроился к ним в хвост и уничтожил три машины. Девятнадцатого марта в бою за Полградь товарищ Воронин первым ворвался в город и уничтожил два немецких танка, 12 автомашин с боеприпасами и до 30 немецких солдат и офицеров. В боях за город Вена товарищ Воронин проявил храбрость и высокое мастерство в ведении уличных боев. Будучи в передовом отряде, первым стремительно ворвался в арсенал, огнем и гусеницами уничтожил до 50 солдат и офицеров, три орудия и две самоходные пушки».
В другом документе описывается подвиг командира взвода управления батареи 4-го дивизиона 109-й гаубичной артиллерийской бригады лейтенанта Ивана Никульникова.
«Батарея 203-миллиметровых орудий, где лейтенант Никульников был командиром взвода, находилась на прямой наводке. Под покровом ночи противник в количестве около 300 солдат, смяв передовые пехотные подразделения, прошел непосредственно к орудиям и пытался уничтожить орудийные расчеты. Товарищ Никульников, организовав круговую оборону, в течение всей ночи не подпускал противника. Лейтенант Никульников отбил четыре атаки противника. Кроме того, дважды поднимал своих бойцов в контратаку. В результате было убито 185 немецких солдат и офицеров. Никульников лично убил 35 солдат противника».
РИА Новости
венгры
по воспоминаниям ветеранов
воевали против ссср в венгрии отчаянее и злее чем сами немцы