Преступное сообщество в Мингбулакском районе во главе с директором «Гулбог пахта тозалаш» Исломбеком Таджиевым нанесло ущерб государству в сотни миллионов сумов. В него входили входили работники «Агробанка» и местного «Хлопкопрома». Об этом сообщили в областном суде по уголовным делам.
Раскрутка дела началась с того, что сотрудников Мингбулакской районной налоговой инспекции заинтересовало, что задолженность по бюджетным платежам у 328 фермеров приблизилась к 9,2 млрд. сумов, причем, даже вполне благополучные в финансовом отношении фермеры испытывали проблемы при приобретении необходимых ресурсов, выплате зарплаты.
В ходе следствия выяснилось, что выделяемые государством льготные кредиты для приобретения необходимых ресурсов для производства хлопка-сырца шли не на расчетные счета фермерских хозяйств, а на счет территориального объединения «Пахтасаноат».
Инициатором данного шага стал как раз директор АО «Гулбог пахта тозалаш» Исломбек Таджиев. С фермерами же он рассчитался поставками товарно-материальных ценностей, что является грубейшим нарушением.
Впрочем, это был лишь один эпизод в деятельности сообщества. Изобретательные жулики придумали массу способов незаконного обогащения.
Так, на пару с главным бухгалтером АО С. Юнусовым И. Таджиев продал поставленные частным предприятием «Мухаммадали Омина» продовольственные товары стоимостью 222 152,1 тыс. сумов по спекулятивной цене со значительной выгодой.
М. Таджиев, М. Обидшаев и бухгалтер ООО «ХМКК-4» Тулямбой Зульпихаров, Юнусов, технический инспектор К. Уринов и другие должностные лица занижали стоимость используемых строительных материалов, подделывали документы.
Так, в счете-фактуре Ф-3 не указаны предоставленные данным АО строительные материалы почти на 133 млн. 350 тыс. сумов. Их цену свели примерно до 41 миллиона с лишним, в отчетности фигурировала сумма расходов в 92 млн. сумов. Таким образом, материалы почти на 27 млн. сумов прошли «мимо кассы». Чтобы скрыть следы преступления был составлен акт о списании с центрального склада АО строительных материалов на возведение шелководческого комплекса и объектов сервиса на сумму свыше 180 млн. сумов, не указав при этом источник поступления данных материалов.
Да и вообще строительство этих объектов очень дорого обошлось хлопкоочистительному предприятию, у которого дела и так обстоят не очень хорошо. Хлопкоочистительное предприятие задолжало строительной организации почти 117 млн. сумов.
Не забыли махинаторы и традиционные для хлопкопрома способы наживы. Назначенный И. Таджиевым на должность товароведа 2-й зоны хлопкозаготовительного пункта «Дамкул» Б. Ражапов брал по 400 – 500 сумов за каждый приписанный им фермерам килограмм хлопка-сырца, что в итоге привело к образованию недостачи в размере 175 млн. сумов. Как выяснило позже следствие, здесь не хватало более 192 тонн хлопкового волокна, почти 80 тонны семян, 133 тонны линта.
Стоимость хлопка-сырца, приписанного им фермерским хозяйствам «Коракон макони», «Толлобод обод», «Кумкишлок жаласи», «Ахмедов Бахтиер Жураевич», «Улугбек-87», «Набижон Маруфжон», «Чинор-2000», «Умурзак-ота», «Оминахон Комилжон», «А. Дадабоев», составила 29 млн. 923 тыс. сумов. Ражапов систематически нарушал требования технического регламента по хранению и перевозке хлопка, из-за чего пострадало качество большой партии сырца. Однажды он направил на производство партию хлопка с процентом влажности от 8,7 до 2,2 – 2,9, был существенно снижен объем выпускаемой продукции и таким образом нанесен ущерб интересам предприятия.
В ходе суда обвиняемые признали свою вину и раскаялись в содеянном. Приговор был суровый: все были приговорены к исправительно-трудовым работам и крупным денежным штрафам.
Стоит отметить, что для Таджиева это уже третья судимость, а для Уринова и Зульпихарова – вторая. Как эти граждане оказались на ответственных должностях, непонятно.
Игорь Решетников,
г. Наманган.