18+
26 Ноября 03:13
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Ваххабиты с большой дороги

На днях МВД и ФСБ провели в Подмосковье совместную операцию: уничтожен главарь так называемой банды ГТА и задержаны члены этой преступной группы. Предполагается, что преступники были связаны с экстремистскими организациями и уничтожали неверных, руководствуясь канонами джихада. 

article56435

 Напомним, этим летом в Подмосковье произошла серия жестоких немотивированных убийств на трассе М4 «Дон». Почерк преступников во всех эпизодах был одинаковым. Автомобили, двигавшиеся по шоссе в ночное время, наезжали на предварительно разбросанные по дороге самодельные шипы. Водители выходили сменить пробитое колесо, и в это время их безжалостно расстреливали.

В народе душегубов окрестили бандой ГТА — по аналогии с компьютерной игрой Grand Theft Auto, имитирующей жизнь в охваченном криминальной войной городе.

ЭКЗАМЕНЫ НА ЖЕСТОКОСТЬ

Бандиты не делали различий ни по социальному статусу, ни по возрасту, ни по полу. Кто попадался под руку, того и убивали. Версий того, кто мог совершать чудовищные злодеяния, выдвигалось немало. Говорили об одержимом маньяке-параноике, о профессиональных киллерах, террористах с Украины и радикальных исламистах из республик Средней Азии. В последнюю версию верилось меньше всего, но именно она в итоге вышла на первый план.

Сегодня многие не исключают, что банда ГТА была не чем иным, как джамаатом, а приезжий из Киргизии 33-летний узбек Рустам Усманов, оказавший сопротивление спецназу и впоследствии убитый им во время спецоперации 5 ноября в поселке Удельная Раменского района, был одним из лидеров джамаата. Это арабское слово сейчас на слуху и означает «мусульманское сообщество». В последнее время значение этого слова приобрело негативный оттенок и упоминается в связи с радикальным исламизмом.

— Мигранты из Центральной и Средней Азии, живущие в тех или иных регионах России, объединяются по этническому принципу. В этих диаспорах работают профессиональные рекрутеры, которые могут из обычного невежественного в исламе и бедного трудяги-мигранта сделать смертника (шахида) или участника бандгруппы, — говорит старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Артур Атаев. — Рекрутеры в закрытых ячейках на начальном этапе воспитывают ненависть на идеологическом уровне, потом начинают военную подготовку, а через время говорят: теперь ты должен идти и убить. Большое число социально и культурно дезориентированных мигрантов способствует расширению социальной базы терроризма и джихадизма и созданию небольших по численности мобильных диверсионно-террористических групп. С большой долей вероятности можно предположить, что такой была и банда ГТА.

«АЛЬ-КАИДА» УЖЕ НЕ В ТРЕНДЕ

Действительно сообщалось, что после убийства Усманова и последующих облав в Красногорском районе и на нескольких съемных московских квартирах был задержан десяток уроженцев республик Средней Азии. У них изъяты оружие, патроны, наркотики, а также экстремистская литература. Это косвенно подтверждало: в банде проповедовался ваххабизм и, возможно, шла вербовка боевиков за границу, а также подготовка к терактам на территории России.

Нельзя исключать, что навыки убийства людей, отработанные бандой на подмосковных трассах, предполагалось использовать в боевых действиях в Сирии и Ираке. Именно туда со всего мира стекаются радикалы-исламисты, чтобы с оружием в руках утвердить на Ближнем Востоке Исламское государство, о чем несколько месяцев назад громко заявила террористическая группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» — ИГИЛ.

По словам Артура Атаева, скорее всего, в основе формирования банды ГТА лежала идеологическая накачка исламистского толка: «Сейчас в соцсетях (а мигранты очень инкорпорированы в них) по сравнению с 2013 годом происходит мощный рост числа поклонников радикально-исламистских идей. «Аль-Каида» уже не в тренде — на аватарках все чаще появляются флаги ИГИЛ».

Кто-то скажет: где ИГИЛ, а где Москва? Не стоит недооценивать версию отправки боевиков в воюющие страны. Механизм поездки на Ближний Восток россиян, желающих повоевать на стороне ИГИЛ, или мигрантов-радикалов простой. Поехать под видом туристов в Турцию, списаться по интернету с вербовщиками и переправиться через турецко-сирийскую или турецко-иракскую границу. Анкара не поддерживает официальный Дамаск, поэтому границы для добровольцев ИГИЛ из разных стран почти прозрачны. На стороне ИГИЛ, по данным верховного муфтия Сирии, сейчас воюют 2000 приезжих из России: 1700 — с Кавказа, 300 — из других регионов. Повоевав в Сирии и Ираке, все через ту же Турцию «туристы» возвращаются в Россию и здесь уходят в подполье. Сейчас в региональных центрах по борьбе с экстремизмом составляются картотеки тех, кто воевал или воюет на стороне ИГИЛ, но отследить передвижение всех невозможно.

— Все эти люди, — предостерегает Артур Атаев, — неминуемо вернутся в российские регионы. И не обязательно туда, где превалирует мусульманское население. Имея на вооружении методы работы в Сирии, они будут вести подрывную деятельность и вербовать новых членов в свои ряды. Цель таких джамаатов будет одна — создать внутрироссийскую дугу напряженности от Северного Кавказа до Центрального и Приволжского федеральных округов, а дальше довести эту дугу до Сибири и Дальнего Востока.

Случай банды ГТА не первый, если говорить о том, что криминальные элементы срастаются с религиозными фундаменталистами. Можно вспомнить о ликвидации в 2006 году «ульяновского джамаата». Его возглавлял этнический чуваш Валерий Ильмендеев, принявший ислам. Сначала парень занимался рэкетом на дорогах, потом стал обкладывать дальнобойщиков данью уже ради поддержки террористической организации «Имарат Кавказ» (Кавказского эмирата), лидером которой был Доку Умаров. Оказавшись в тюрьме, Ильмендеев и там активно пропагандировал идеологию ваххабизма и смог призвать под его знамена немало уголовников. члены «тюремного джамаата» вставали на путь моджахедов — воинов джихада и, выйдя на волю, отправлялись воевать на Кавказ и в Афганистан. Пройдя там боевое крещение, приезжали в центральные регионы России, взрывали поезда и убивали врагов своей веры. Двойной теракт в Казани, в котором летом 2012 года погиб заммуфтия Татарстана, совершили именно «моджахеды Татарстана» — люди с богатым криминальным прошлым, прошедшие огонь и воду в Афгане.

ОПГ ИЛИ ОПЭГ?

— Примеров сращивания криминала с исламским экстремизмом немало, — говорит эксперт Института национальной стратегии, исламовед Раис Сулейманов. — У нас в Татарстане члены ОПГ принимают ваххабизм под влиянием друзей, вернувшихся из тюрьмы, а с торговцев теперь бандиты собирают не просто дань, а дань под религиозной мотивацией: если продавец мусульманин (таджик, узбек, татарин), должен давать деньги на помощь братьям и исламу; если немусульманин (русский, армянин) — плати налог за неверных. Это привело к тому, что в полицейских сводках стал появляться термин ОПЭГ — «организованная преступно-экстремистская группа». То есть ОПГ с идеологической мотивацией. Банда ГТА из этой же серии, разве что дань не собирала, хотя как знать.

Настораживает то, что изначально, говоря об обезвреживании верхушки банды ГТА, правоохранительные органы сообщали об изъятии ваххабитской литературы и связи главарей шайки с ИГИЛ. Однако потом эти детали перестали фигурировать в новостях, относящихся к поимке гэтэашников. Следователи давали понять: нет никакой связи их с исламистскими радикалами, а дело идет о чистой уголовщине. Прямой связи банды ГТА с ИГИЛ может и не быть, но то, что обе эти организации исповедовали схожую идеологию, вряд ли стоит отрицать.

Напомним, исламские радикалы призывают установить не только на Ближнем Востоке, но и хотя бы в части РФ исламские порядки, присущие раннему периоду ислама. Историки именуют это как халифат — систему власти, в которой были бы соединены светская и духовная власти. Это означает ликвидацию светского характера правления российской государственности и установление жестких исламских порядков, даже если это потребует насилия. В этом смысле перед Россией стоят определенные вызовы.

Эксперты, с которыми нам удалось пообщаться, уверены, что джихадистам и разноплановым сторонникам исламизации, приезжающим к нам под видом мигрантов, куда комфортнее жить в больших городах России, чем у себя на родине — в странах Центральной и Средней Азии. Там есть сильные общины, противостоящие ваххабитам, а в России только полиция, которой на всех не хватает. К тому же в Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане не церемонятся с исламистами — им дают сроки до 12 лет только за подозрение в членстве в такой организации.

— Независимо от того, будет доказана связь банды с «Исламским государством» или нет, правоохранительные органы уже получили сигнал к усилению работы по нейтрализации подобного рода угроз, — уверен главред журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. — Кто бы что ни говорил, существует серьезный риск того, что радикальные исламистские движения начнут действовать на территории России еще более агрессивно и проповедовать идеологию, схожую с идеологией «Исламского государства», добиваясь установления в РФ жестких исламских порядков, даже если это потребует насилия.

 

Елена Казанцева, Москва

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности