В работе с соотечественниками за рубежом не должно быть ни патернализма, ни паразитизма. Так посчитали участники круглого стола в Совете Федерации «Совершенствование механизмов взаимодействия Российской Федерации с зарубежным Русским миром».
Открывая работу круглого стола, председатель комитета СФ по международным делам Константин Косачёв коротко напомнил основные задачи в работе с соотечественниками. Это консолидация организаций соотечественников за рубежом, помощь в отстаивании их прав и содействие тому, чтобы русскоязычные граждане в других странах чувствовали себя частью Русского мира и могли общаться на родном языке.
Можно сказать, что в какой-то степени все эти задачи выполняются. Как напомнил директор департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России Анатолий Макаров, за последнее время удалось значительно продвинуться на пути консолидации русских общин за рубежом. В частности, был создан Всемирный координационный совет. Осенью в Москве пройдёт пятый Всемирный конгресс соотечественников, который является высшим органом по взаимодействию зарубежной диаспоры с органами власти. Анатолий Макаров также отметил как позитивный момент создание сайта ВКС и успешную работу портала для соотечественников «Русский век».Но понятно, что этого недостаточно.
Как подчеркнул в своём выступлении председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий, главная задача – усилить влияние Русского мира за рубежом – пока так и не выполнена. Основную причину этого он видит в недостаточном финансировании. Леонид Слуцкий предложил ориентироваться на такие успешные европейские инструменты влияния, как немецкий Институт Гёте, Британский Совет, испанский Институт Сервантеса, которые в полной мере пользуются государственной поддержкой.
В России пока ситуация обратная. Причём, как добавил председатель комитета Госдумы, и президент, и глава правительства хорошо понимают задачи и проблемы Русского мира и неоднократно давали указания усилить финансовую поддержку соответствующих организаций. Но все эти решения, по выражению Леонида Слуцкого, «тонут» в недрах Минфина. А постоянный представитель Республики Крым при президенте РФ Георгий Мурадов с иронией добавил, что все политические решения принимаются в Минфине, чиновники которого сами решают, что нужнее и важнее для страны.
В результате такого «остаточного» подхода Русский мир в последние годы заметно ослабил свои позиции. Как напомнил Леонид Слуцкий, если в конце 80-х на русском языке в мире говорили более 350 миллионов человек, сегодня эта цифра уменьшилась до 270 миллионов. И тенденция сохраняется. В частности, только на Украине ещё до всяких госпереворотов были закрыты 650 русских школ. В Туркменистане осталась всего одна русская школа.
«Мы проигрываем в цивилизационном направлении», — заявил Леонид Слуцкий. По его мнению, ситуацию необходимо переломить уже в этом году, поскольку то, что происходит на Украине, очень сильно бьёт по Русскому миру, и необходимо предпринимать контрмеры. В частности, обратить повышенное внимание на образование на русском языке.
При этом, как подчеркнул исполнительный директор Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Игорь Панёвкин, нельзя всех соотечественников «стричь под одну гребёнку», предлагая схему мероприятий, идентичную для всех стран. В каждой стране у соотечественников свои проблемы, считают в Фонде. Тем более, что это одна из тех немногих организаций, которая действительно оказывает реальную помощь русскоязычным гражданам за рубежом и хорошо осведомлена об их проблемах в разных странах.
В качестве примера успешных проектов Фонда Игорь Панёвкин рассказал о центрах правовой помощи, в которых соотечественники могут бесплатно получить необходимую им юридическую консультацию. Подобные центры открыты уже в 18 странах. И по словам Игоря Панёвкина, они стали не просто консультационными пунктами, но и своего рода катализатором консолидации русскоязычного населения. Люди предпочитают обращаться не к частным адвокатам, которые зачастую не идут на конфликт с местными властями, а приходят в центры Фонда – как правило, следуя рекомендации тех, кто ранее туда обращался.
Также Фонд финансирует правовые рубрики в местных СМИ, что, как правило, положительно сказывается на рейтинге доверия издания. Подобные рубрики можно было бы открывать и в СМИ на национальных языках, чтобы привлекать другую аудиторию, считает Игорь Панёвкин, но всё упирается в деньги. Только с начала года в Фонд поступило 50 заявок на грантовую поддержку различных инициатив по защите русскоязычного населения – на сумму почти в 2,5 миллиона евро. А весь бюджет Фонда составляет менее двух миллионов евро по нынешнему курсу. Значит, очень многими хорошими проектами придётся жертвовать. Тем более, что в 2015 году государственное финансирование урезано на 10%. Так что придётся работать в более жёстких финансовых условиях.
Впрочем, рассчитывать только лишь на помощь государства не всегда правильно. Руководитель Центра международной журналистики и исследований МИА «Россия сегодня» Вероника Крашенинникова привела пример США. Там Госдепартамент дважды в год приглашает на встречу представителей ведущих частных фондов, финансирующих проекты, касающиеся безопасности и свободы слова. И напрямую сообщает им, какие задачи руководства США им нужно помочь решить в тех или иных странах – то есть дать гранты на поддержку конкретных инициатив.
Член комитета СФ по международным делам, отвечающий за работу с соотечественниками, Игорь Морозов также считает, что в работе с организациями соотечественников необходимо перейти на проектно-грантовые формы поддержки, на конкурсной основе выделяя деньги тем, кто предложит наиболее яркие и полезные инициативы. По его мнению, особое внимание нужно обращать на молодёжь 30-35 лет, привлекая к работе тех, кто в будущем может стать перспективным лидером.
В качестве примера активной работы он привёл турецкую диаспору в Германии. Местные представители создали свою политическую партию, которая стала федеральной. Сегодня у неё уже 13 депутатов в бундестаге и шесть в Европарламенте. Таким образом, турецкая диаспора превратилась в реальную силу влияния. Неслучайно глава правительства Турции во время своих визитов в Германию обязательно находит время для встреч с представителями диаспоры.
Кстати, как сообщил Игорь Морозов, в Германии появилась и партия выходцев из России. Она уже создала свои отделения в шести федеральных землях Германии. В планах – участие в местных и федеральных выборах. Подобная организация зарегистрирована во Франции, есть аналогичные планы и у итальянских соотечественников. Это именно тот подход, в котором заинтересована Россия, когда соотечественники смогут законным путём – через парламент — отстаивать свои интересы.
Не только Россия для соотечественников, но и соотечественники для России. Именно в таком направлении должна двигаться работа, считает Константин Косачёв. Он привёл пример китайской зарубежной диаспоры, которая в год привлекает до 80 млрд. долларов инвестиций в китайскую экономику. «В работе с соотечественниками не должно быть ни патернализма, ни паразитизма», — уверен глава комитета СФ по международным делам. Член комитета по международным делам Сергей Цеков также считает, что время одних лишь фольклорных посиделок, приуроченных к историческим датам, давно прошло. Необходимо помогать не всем организациям соотечественников подряд, а сильнейшим, И работать нужно не с теми, с кем удобно чиновникам, а с наиболее перспективными лидерами, которые и смогут стать той самой «мягкой силой» влияния.
Светлана Сметанина