Страна отмечает День учителя и наставника. Цветы, поздравления – все это хорошо и правильно. Но есть и повод для размышлений.
К сожалению, даже самые беглые наблюдения дают повод предположить, что новые «рыночные» условия нашей жизни, немалые материальные трудности, испытываемые учебными заведениями и самими педагогами, профессионально- психологические испытания, связанные с новым мироощущением –всё это не в лучшем виде сказывается на иных преподавателях и чиновниках от народного образования – многие из них стали циничнее, черствее, равнодушнее.
В некоторых учебных заведениях делаются откровенные поборы с детей и их родителей на всякие хозяйственные нужды, оценки ставятся не только за знания, в педагогическом процессе допускаются формализм и рутинность.
Кто-то может подумать, уж не ностальгирует ли автор по прошлому, когда школа, да и общество в целом якобы руководствовались лозунгами о том, что «всё во имя человека», что «перед молодёжью все дороги открыты», что завтрашний день её обеспечен, и т.д.? В том-то и дело, что часто многие из них оставались лишь лозунгами, вместо чаемого равноправия было много лицемерия и исчислений двойного стандарта.
Страна называлась рабоче-крестьянской, а мой классный руководитель в школе №18 Панна Григорьевна с самого начала устрашала нас, что если будем плохо учиться, то станем рабочими. Не важно – квалифицированными ли, редкими специалистами ли – «рабочий» звучал в её устах как что-то унизительное. И отношение к ученикам было далеко не равнозначным – оно зависело не только от их знаний, но и от имущественного и служебного положения родителей, от «активности» мам и пр.
Я, наверное, сейчас огорошу многих, если признаюсь: в отличие от расхожих дифирамбов в адрес учителей у меня лично воспоминания о школе самые неприятные, тягостные. Может, сам я виноват, может, именно мне не повезло (охотно верю, что кто-то искренне испытывает благоговение перед своими учителями), но у меня не было учителя, перед именем которого хотелось бы «смиренно преклонить колени». И если я чего-то достиг в жизни, то не благодаря преподавателям, а прежде всего книгам и примеру родителей своих. Вот такая правда, может быть нетипичная…
Значит ли это, что я пытаюсь ниспровергнуть с пьедестала Учителя, обесценить его назначение и труд? Никоем образом – наоборот, я хочу продекларировать простую и великую истину: поклонения ученического и людского надо добиваться ежедневным трудом, и талантом, и любовью, и терпением. Учитель сам должен быть Личностью, и тогда он сможет взращивать другие Личности, как Аристотель – Александра Македонского, как Сайид Барака – Амира Темура, как Державин и Жуковский – Александра Пушкина.
«Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться!» — учитель обязан сам учиться всю жизнь, творчески и неустанно, тогда он с полным основанием и чистой совестью сможет смотреть в глаза пытливому поколению. И не откладывать на «завтра», и не «доживать до понедельника», а «строить» каждый свой трудовой день, как изначальный, и в то же время каждый день отдавать себя сполна, как будто он последний, «лебединый».
А для этого нужны Учителя, на которых с надеждой смотрит общество, смотрят родители, отправляющие своих детей в поход за знаниями.
С праздником!
А. Ходжаев