В рамках ШОС обсуждается суперпроект за 20 миллиардов долларов. Он призван заменить Босфор и Суэцкий канал, дать прямой выход к морю странам Средней Азии.
У нас на глазах рождается новый транспортный коридор Север-Юг. Его активно продвигают Россия, Иран и Индия.
Конечно, к этому вынудили незаконные и подлые санкции Запада, призванные нанести урон прямым конкурентам в мировой торговле. Но поиск новых морских, железнодорожных и автомобильных дорог через огромный материк длиной 7 200 километров направлен и в будущее.
Напомним, первая часть маршрута пролетает из Индии через Персидский залив до иранского порта Бандар-Аббас. Вторая часть соединяет Иран с Россией через Каспийское море. Третий проходит через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан.
Больше того, еще в 1960 году Тегеран предлагал соединить каналом Персидский залив с Каспийским морем. Москва сегодня не против. «Иранруд» (Иранская река) позволит обойти Босфор, находящийся под контролем НАТО, и Суэц, задирающий космические цены за проход судов.
Канал в 1600 километров обойдется в 20 миллиардов долларов и будет приносить каждой из стран по полтора миллиарда прибыли каждый год. Сюда могут подключиться с прямыми инвестициями Ташкент, Ашхабад, Нур-Султан, Бишкек, Душанбе, Минск. Да и Китай не останется в стороне со своим строительным опытом и современными технологиями.
Дело наверняка выгорит!
Еще 13 апреля 2021 года министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия и Иран обеспокоены сбоями на Суэцком канале. Тогда и всплыл проект забытой «Иранской реки».
«Иранская река» обладает невероятным потенциалом. Он максимально загрузит порты на Каспийском море и Волге, даст толчок судостроению, избавит от волокиты при прохождении границ. И самое главное-в рамках ШОС снимет все потенциальные проблемы и трения, оставит с носом враждебный Запад.
Сегодня торговый маршрут с севера на юг остается главной целью Ирана и России, извещает Al-Monitor, отмечая, что «торговля между странами неуклонно растет».
17 июня этого года Москва и Тегеран подписали соглашение об ускорении создания транспортного коридора Север-Юг, открытия коммерческих центров, начиная с порта в Санкт-Петербурге.
Сделка призвана помочь иранским и российским бизнесменам устанавливать контакты и проводить финансовые операции в сферах энергетики, транспорта, электроники, сельского хозяйства, продуктов питания, фармацевтики и строительства. Понятно, не в токсичных долларах и евро.
Заинтересованы в этом маршруте и Нур-Султан. 19 Токаев и Эбрагим Раиси торжественно открыли железнодорожный путь из Казахстана в Иран и Турцию.
С политической точки зрения, Иран заинтересован в стабильной Центральной Азии. Тегеран рассматривает регион как потенциальный “мост” между Ираном и Дальним Востоком.
Думается, против такой позиции не будет возражений ни у кого. А «Иранская река», если смело посмотреть в будущее, еще крепче свяжет огромный в одно целое при политическом покровительстве ШОС.