На Арале распилили и пустили на металлом знаменитые брошенные ржавые корабли, пишет зоолог Елена Быкова.
По ее мнению, суда, замершие на вечном приколе в западном порту на острове Возрождения, могли бы стать одним из привлекательных мест для туристов.
Они стояли на приколе со времен обслуживания городка Контубек в северном порту на мысе Тазтумсык. Остров — бывший. Море вокруг высохло. Значит, прикол у кораблей — вечный.
И вот выяснилось, что нет ничего вечного. Вторая — сухопутная — жизнь кораблей закончилась. Причем довольно быстро. Как только они и вся инфраструктура бывшего военного городка были объявлены металлоломом, подлежащим утилизации.
Пока в Ташкенте все хором говорили о развитии устойчивого туризма в регионе Приаралья, местные ребята, подобно трудягам-муравьям, пилили корабли в прямом смысле этого слова. Пилили и растаскивали историю, которая еще долго могла кормить их самих, их детей, детей их детей и так далее, пока железо не распадется на молекулы.
Елена, как патриот развития Приаралья, еще после экспедиций 2021 года написала письмо в Министерство туризма Узбекистана: «Остановите, а то скоро некуда будет водить туристов!» На что в ответ девушка сообщила приятным голосом, что она вводит их в заблуждение, что на нашей стороне острова кораблей нет и быть не может, они все в Казахстане. Похоже, из Ташкента ей было виднее, чем мне и моим товарищам, не раз бывавшим на территории порта.
Короче, к нынешней весне корабли распилили.
Сегодня порт — это большая мусорка. По ней бродят суровые ребята с металлоискателями и утилизируют то, что еще не утилизировано.
Кстати, остров Возрождения- пожалуй, самый крупный алмаз в короне царских островов Аральского моря. Он приобрел в чем-то печальную, в чем-то скандальную славу благодаря расположенной на нем в прошлом веке военной базе.
Многие люди ставят знак равенства между островом и Кантубеком, хотя на самом деле военный городок занимал совсем небольшую площадь. А сам остров отличается большим разнообразием ландшафтов, животного и растительного мира.
Уникальность острова Возрождения — в его девственности. Трудно поверить, но местные экосистемы НИКОГДА не подвергались влиянию человека. Я думаю, трудно найти другое такое место в Узбекистане. По существу, до момента, как соединился остров с сушей, это была эталонная, нетронутая островная экосистема со всеми присущими изолированным территориям признаками.
Сейчас, конечно, ситуация сильно поменялась, идет серьезное освоение этой территории. Однако сам коренной остров практически не затронут, а планы на создание Национального парка дают надежду на сохранение природных комплексов и уникальных обитателей этой территории.
Фото автора