18+
23 Апреля 15:46
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Как кириллица помогала 106-летнему хаджи

Недавно ему исполнилось 106 лет. Он помнит, как пришла советская власть в Таджикистан, как  бежал в Афганистан, а 20 лет назад вернулся в Таджикистан.

Свою историю 106-летний странник рассказал в интервью «АП».

ХОДЖИ Абдулазизи Абдурахим – житель кишлака Арча джамоата Дехконарик Фархорского района. Он родился в 1908 году в кишлаке Маликова, Яхсу, Дангаринского района.

«Мой отец был исламским ученым, – вспоминает старец. – Имел в свое время немало земель и занимался дехканством. Когда советская власть пришла в страну, у нас отняли весь скот и земли. Моего деда в числе других кулаков отправили в Кангурт. Через 6 месяцев он вернулся, но мы продолжали жить в страхе».

После школы Абдулазиз стал учителем, обучал взрослых и детей грамоте, но в 1937-м его уволили из-за ареста отца.

Новая жизнь в Афганистане

Позднее, вплоть до 1943 года Абдулазиз был котибом (секретарём) кишлака Шуркул. «Всех мужчин забрали на фронт, – вспоминает старик. – А я днем работал котибом, а по ночам возил воду для тракторов, которые пахали земли: радиаторы быстро перегревались, и нужно было их остужать. Помню, как однажды к нам пришел первый секретарь райкома партии Рахимов, который заявил, что я не работаю, бесцельно брожу по улицам». Абдулазиза решили отправить на фронт, тогда  он решился на побег.

«В ночь перед побегом мать молилась за меня, в это же время пришла моя сестра, ее было всего 16 лет, – говорит старик. – Она попросилась со мной. У меня в Таджикистане остались жена и трехлетняя дочь… В полночь мы уже были на границе, перебрались через реку, и уже в Афганистане нас задержали пограничники».

И снова начались скитания по кишлакам, допросы, но на этот раз уже на афганской земле. Лишь в Баглане они с сестрой узнали, что в этом городе живут их родственники, перебравшиеся сюда еще в 30-х годах, один из которых является имамом местной мечети.

 «До прихода войск Советской Армии мы действительно были свободными, занимались дехканством, – вспоминает Абдулазиз. – Женился там ещё раз, построил дом, торговал рисом. 15 лет я не получал весточки с родной земли, мои близкие и родственники тоже не знали о моей судьбе. Однажды на базаре я увидел почтальона, который держал в руках письмо. На нем кириллицей было написано «Кашгар» – так называли Таджикистан в Афганистане. За такое письмо могли запросто бросить в тюрьму, ведь знание русского языка и кириллицы становилось основанием для подозрения в шпионаже».

Но Абдулазиз решил рискнуть – позже он нашел того почтальона и передал ему письмо для своих близких в Таджикистане.

«Из-за болезни умерла моя сестра, – чуть не плачет старик. – Я много плакал в одиночестве, все время думал о своей матери, брате, дочери и других близких».

Прошло три месяца со дня отправки письма. Однако по прибытии в Афганистан письмо попадает не в те руки, и на базаре стали искать человека, умеющего читать на кириллице. «Когда я вошел в дом, там уже сидели представители махаллинского хукумата Афганистана, – говорит Абдулазиз. – Один из них бросил в мою сторону письмо. Когда я, еле сдерживая слезы, начал читать его вслух, они поняли, что письмо предназначалось мне…»

После этого жизнь Абдулазиза сильно изменилась. Его не стали наказывать за то письмо, зато часто обращались за помощью к человеку, который понимал и писал на кириллице.

Тем временем в Афганистане стала меняться жизнь.

«Советская власть построила здесь школы, дороги, заводы, а потом бросила свою армию здесь, – говорит старик. – По своему закону они отнимали земли у богатых и раздавали бедным. Многие стали беженцами в соседних исламских странах, ведь тогда Иран и Пакистан открыли свои границы афганцам. Остальные же продолжали жить в Афганистане в соседстве с хазаритами, пуштунами или с узбеками».

Возвращение

Даже после прихода Советской армии в Афганистан Абдулазиз продолжал помогать всем тем, кто писал письма в Таджикистан, иногда даже ходил в МИД Афганистана, помогая с визами, сам мечтая когда-нибудь увидеть родную землю.

 «Тогда я продолжал писать своим родным в Таджикистан и получал от них ответы, – говорит старик. – Тогда же я стал паломником, побывал в Мекке».

Наконец, весной 1992 года хаджа Абдулазиз впервые за полвека вновь вернулся в Таджикистан. К сожалению, его мать не дожила до этих дней.

 «Родственники тепло приняли меня, – говорит Абдулазиз. – Два месяца я пробыл в Таджикистане, побывал во многих мечетях и много молился. Через два месяца я вернулся в Афганистан и всем рассказал о том, каким стал мой родной Таджикистан».

В Афганистане хаджа Абдулазиз прожил еще 8 лет, но понял, что его родное пристанище – Таджикистан. Тогда он принял решение перебраться на родину насовсем.

 «Все документы для меня готовили мои племянники в Таджикистане, – говорит старик. – Ходили в Посольство Афганистана в Душанбе, и в конце концов я получил разрешение вернуться».

Он перебрался в Таджикистан на постоянное место жительства на заре нового века – в 2000 году. Здесь хаджа Абдулазиз после полувека скитаний живет со своим братом в спокойствии и радости.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности