Сегодня трудно поверить, что в 1740 году на троне в Хиве сидел подданный российской империи. Но это исторический факт.
Надир-шах
Все началось в мае 1739 года. Воинственный правитель Персии Надир-шах, возвратился из похода в Индию, разграбив Дели. Однако почти сразу принялся готовиться к вторжению в Бухару и Хиву в отместку за набеги на его владения.
Вскоре его войска перешли Аму-Дарью у Чарджоу. Испугались даже в России. Правительство Анны Иоановны срочно укрепило границу по реке Урал. “Всякие осторожности были учреждены, – записано в “Истории Оренбургской” Рычкова, – дабы от персиян никакого наглого и нечаянного нападения не было”.
Бухарский Абулфайз-хан, не дожидаясь штурма своей столицы, лично явился в лагерь неприятеля и отдал себя в руки Надир-шаха. Тому такое смирение весьма понравилось, и он оставил Абулфайза правителем Бухары, с условием, что Аму-Дарья впредь станет границей между Персией и Бухарой. Надир-шах также потребовал, чтобы Бухара выставило войско для совместных военных действий в Хиве. Союз между Персией и Бухарой был скреплён двойным бракосочетанием: племянник Надир-шаха женился на дочери бухарского эмира, а сам он получил в жёны его сестру.
Для правителя Персии это был привычный дипломатический прием. После покорения Дели он женил своего внука на дочери побеждённого Великого Могола, а спустя год после своей женитьбы в Бухаре (в июле 1741 года) прислал посольство в Петербург просить руки принцессы Елизаветы Петровны, будущей императрицы.
Хивинский хан Ильбарс, увы, встал на тропу войны. Пока в Бухаре гремели свадьбы, он со своим войском незаметно подкрался к лагерю противника на Аму-Дарье. Застигнутые врасплох, персы поначалу дрогнули, но затем оправились и наголову разбили хивинский отряд.
Сам хан попал в плен и подвергнут жестокой казни – вместе с двадцатью сановниками был зарыт живым в землю.
Хива осталась без правителя и Надир-шах назначил на хивинский трон двоюродного брата своего нового тестя, – бухарского эмира, – Тагир-хана. Но с этим не согласился хан Младшего киргиз-кайсацкого (казахского) Жуза, честолюбивый и хитрый интриган Абул-Хайр, ещё в 1731 году принявший русское подданство.
Абул-Хайр-хан Прижизненный портрет работы британца Джона Кэстля
В это время Абул-Хайр находился на Сыр-Дарье вместе с русскими инженерами, которых пригласил для постройки крепости. Воспользовавшись наступившим безвластием, он посулил обезглавленному ханству защиту и прибыл в Хиву в сопровождении поручика Гладышева, инженера Назимова, геодезиста Муравина, отряда своих джигитов и конвоя уральских казаков. Там он был торжественно встречен как спаситель и провозглашён новым ханом.
Между тем Надир-шах уже вступил на земли Хорезма. Первый город, который встал на его пути был Бетнак, по-другому Питнак. Поселение было беспощадно сожжено и разграблено.
Абул-Хайр решил не рисковать и уговорил Муравина отправиться на переговоры с грозным персидским воителем.
Персиянин принял Муравина весьма приветливо. Он согласился оставить Абул-Хайра на троне и пригласил того в свой лагерь для подписания мирного договора, с уверением, что тот будет принят как подданный России, с которой шах желает всегда жить в мире и согласии.
Муравин был одарен деньгами, дорогими подарками и отправлен обратно в Хиву. Не знаю, как развивались бы дальнейшие события, если бы Абул-Хайр покорился судьбе и явился к Нодир-шаху. Но свежеиспеченный хивинский хан, как сейчас говорят, включил заднюю, почуяв неладное. И спешно бежал в свою орду.
Через несколько недель Хива была взята персами и разграблена. Около семи тысяч пленных отправлены в Персию и поселены в Хорасане, где образовали целый город Хива-Абад.
Только русские пленные были пощажены. Нодир-шах возвратил им свободу, дал каждому лошадь, пятьдесят рублей деньгами и отправил на Родину.
Битва при Бетнаке. Старинная миниатюра.
Так закончилось недолгое правление русского подданного хивинским ханством. Правда, всё же есть в этой кровавой истории и некоторый плюс.
Как пишет П. Савельев в очерке “Хива за сто лет назад”, опубликованный в 1858 году в Петербурге: “бывшие при Абул-Хайр-хане русские офицеры оказали услугу географии снятием первых географических карт киргизской степи и первого плана города Хивы, единственный доселе известный и имеющий при том то достоинство, что изображает Хиву за сто лет назад, до разорения её шахом Надиром. Этот план снят инженером Назымовым”.
Дальнейшая судьба хана Абул-Хаира трагична, его младшая жена влюбилась в султана Барака – соперника за власть в Младшем Жузе, что стало причиной смертельной вражды. В начале августа 1748 года Абулхаир-хан возвращался со свадьбы вместе со своими спутниками из крепости Орск, и встретил султана, который, воспользовавшись численным превосходством напал на караван соперника. Абулхаир-хан из гордости отказался спасаться бегством, принял бой. И был убит.
Его могила находится на месте впадения реки Кабырга в Олкейек, что под Актюбинском. Место это так и называется «Хан моласы» (могила хана).