В июле 1887 года в Ташкенте открылась первая в Средней Азии почтово-телеграфная контора. До этого функции почтальонов выполняли пешие письмоносцы или конные гонцы и посыльные так.
В июле 1887 года в Ташкенте открылась первая в Средней Азии почтово-телеграфная контора. До этого функции почтальонов выполняли пешие письмоносцы или конные гонцы и посыльные, так называемые «чопар» или «эльчи». Ими, понятно, пользовалась только местная знать.
Приходом России начались строится новые почтовые тракты между большими городами, стали появляться почтовые ящики.
Развитие банковского капитала и торговых отношений с другими странами дали новый толчок развитию связи. Намного возросли спрос и состав клиентуры, увеличился объём почтовой корреспонденции.
Большую роль сыграло железнодорожное строительство, развернувшееся в Туркестане. В конце XIX века возникает новый вид связи – перевозка почты по железным дорогам.
К концу XIX и в начале XX вв. стали появляться новые виды услуг почтовой связи – пересылка ценных писем, бандеролей, денежных переводов.
В июне 1873 года начинает работу первая в Туркестане международная линия телеграфной связи Ташкент – Оренбург. В 1876 г. в Самарканде, Новом Маргилане, Каттакургане организовывается телеграфная связь.
В 1884-1900 годах телеграфные линии открываются в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве. В 1901 г. были организованы телеграфные линии связи между Кокандом и Андижаном, Наманганом и Чустом.
В дополнение к развитию телеграфной связи (в конце XIX – начале XX вв.) в труднодоступных горных и сильно пересечённых равнинных районах использовался и другой вид связи – гелиографический. Правда, действовал только в весенне-летний период, когда практически не наблюдаются ограничения прямой видимости из-за погодных условий.
В 1887 году была впервые установлена телефонная связь между квартирой начальника округа и Ташкентской почтово-телеграфной конторой.
А уже в 1891 г. в Ташкенте была организована телефонная сеть общего пользования. К 1901 году список пользователей телефонной связью в Ташкенте достиг 55 абонентов.
В июле 1891 года между начальником Туркестанского почтово-телеграфного округа и генерал-губернатором Туркестана начались переговоры об устройстве в Ташкенте телефонной сети на средства императорской казны.
В Туркестане к 1911 г. насчитывалось всего 85 предприятий связи. Средняя плотность обслуживания одним предприятием составляла 17,6 тыс. кв. вёрст, а по количеству населения – 58 тыс. человек. Количество абонентов телефонной сети Ташкента возросло до 708 номеров, 54 из них находились в старой части города.
Было установлено четыре телефона-автомата: на железнодорожном вокзале, на товарной станции Ташкентской дороги, на Воскресенском рынке и в Городской управе. В 1914 году в Ташкенте было уже 942 абонента и 5 телефонов-автоматов.
В 1915 году в черте старого города была построена вспомогательная станция ёмкостью 60 номеров.
В первой половине ХХ века предприятия связи, оборудованные телеграфными аппаратами, не обеспечивали даже элементарных запросов населения. На одного жителя края приходилось в среднем по 0,25 телеграммы, что было в несколько раз ниже по сравнению с центральноевропейскими регионами.
Огромные территории (Каракалпакия, Кашкадарья, Сурхандарья) оставались без телефонной связи. Из имеющихся в начале 1917 г. 10 телефонных станций 9 находились в ведении частных лиц и служили в основном для коммерческих целей их владельцев. В среднем одно учреждение связи обслуживало 6 400 кв. км территории с населением 150 тысяч человек.
В 1917 году был образован Народный Комиссариат Почт и Телеграфов (Норкомпочтель) Туркестанской Республики, на который было возложено руководство основными видами связи общего пользования: почта, телеграф, радио, телефон, а также контроль за строительством и эксплуатацией всех видов связи, находящихся в ведении других Наркоматов.
К 1925 г. в республике уже функционировало 51 предприятие связи, в 1926 г. – 250, в 1927 г. – уже 392.