Узбекский академик Кахрамон Аллаев делится своими мыслями о русском языке, современном образовании, подготовке кадров.
«Заслуженный наставник молодежи Республики Узбекистан» прошел большой путь от выпускника Московского энергетического института до заместителя министра, ректора Ташкентского политеха (ТашПИ). Недавно он был награжден орденом «Дустлик».
— Кахрамон Рахимович, вот уже полвека вы наблюдаете за молодежью, общаетесь, руководите ею. Какая она нынче?
— У современной молодежи в вузах открылись большие возможности по многим направлениям образования. Благодаря технической оснащенности облегчился ряд функциональных обязанностей, коммуникационных связей между педагогом и студентом. Но, несмотря на такие преференции, можно обозначить нашу студенческую молодежь как пассивную, безынициативную.
Думаю, свою негативную роль сыграли Интернет, кино, телевидение, радио с пустыми передачами, сериалами с бездарными артистами, прочей шелухой… А ещё отсутствием привычки читать книги.
Очень мало в них стало стремления познать, проявить инициативу, да и просто блеск в их глазах не так значим, как это было ранее, у более старшего поколения.
Мы это видим. Понимаем, что дальнейшее развитие общества зависит от той молодежи, которую мы воспитаем. Но надо учесть, что педагог в своей работе дает общее направление, этакий вектор высшей цели — человек создает себя сам.
Я рос в кишлаке, под Хивой. В 1959 году у нас только появились электрические лампочки. Мои учителя – Тулкун Атабаевич, Герасим Сергеевич говорили, чтобы я стал энергетиком. Они мотивировали это тем, что у меня хорошие математические знания и физическое пространственное представление. Этот посыл до сих пор у меня хранится в душе, как и то, что лишь в результате самообразования человек может обогащаться, подниматься выше в своем развитии.
Каждый академик имеет свою «Дорожную карту», целью которой является изучения, чем живет, интересуется молодежь. Каково же было мое удивление, когда в обычных региональных школах, которые я посещаю по линии Академии наук, встречались очень талантливые дети. Они меня спрашивали о космических кораблях и лучах, про ядерную энергетику и прочее.
Почему они этим интересуются? Может кто-то подтолкнул их к этому? Такие светлые головы из глубинки были во все времена. Наша задача – выявить, отобрать этих ребят и из них сформировать талантливых ученых.
К примеру, нобелевский лауреат, академик Жорес Алферов, в советское время был воспитан в одной из заочных школ математики, в те годы открывавшиеся в Москве, Ленинграде, Иркутске, Новосибирске.
— Хорошо сказано. Ну вот выявили, привезли. А дальше что? Каков механизм реализации этого дела?
— Когда наш Президент Ш.М. Мирзиёев выступил в поддержку отечественных педагогов, я очень обрадовался. Почему-то перед глазами проплыли картинки из моего детства, когда любое значимое мероприятие в нашем кишлаке открывалось выступлением директора школы.
Обращаясь к учащимися Президентской школы в Ташкенте Шавкат Миромонович сказал: «Теперь вы – золотой фонд Узбекистана. Возвеличивать народ, страну можно разными способами. Лучшее из них – демонстрировать знания. … Есть основания надеяться, что из числа нашей молодежи выдут новые Хорезми, Ибн Сины, Улугбеки».
— Благодаря преемственности поколений выживали народы, испокон веков переходили обычаи и традиции. В каком виде ныне существует связь поколений?
— За последние 30 лет Узбекистан пережил переходный процесс: распад СССР, обретение независимости, выстраивание новых связей и правил существования. Это привело к провалу традиционно налаженного ритма работы во многих областях. В том числе, в образовательной и научной среде. Молодые люди ушли в другие сферы, где платили больше. Так мы потеряли часть ученых среднего поколения.
Четыре года тому назад устроили гонение на преподавателей-пенсионеров. А фотографии заслуженных академиков убрали со стендов, как и их фамилии из числа профессорско-преподавательского состава. Была удручающая ситуация. Ведь в нашей профессии именно после 60 — самое время «собирать плоды». К счастью, наступили новые времена. И в 2016 году был возвращен на работу весомый контингент преподавателей и ученых.
Ныне самому молодому моему ученику 27 лет. Недавно он защитил степень PhD (или кандидатская), является проректором Ферганского политехнического института. В его планах через два года защитить докторскую диссертацию. И он это непременно сделает, потому что мозги у него нормальные, а энергии хватит на то, чтобы осветить целый микрорайон.
Когда он пришел ко мне, то не знал даже азов русского языка. А в нашей профессии – это очень важная вещь. Ведь многие названия, инструкции, документация действуют с учетом работы электросетей, систем в связке с соседними республиками. Это зиждется на знании русского языка. А в нашей стране ещё предстоит строительство, эксплуатация атомной станции…
— А сейчас как он справляется с этой проблемой?
— Прекрасно. Для себя он уяснил, что, не зная русского языка, отечественный ученый не сможет добиться нужных результатов…
— Почему?
— А потому, что, написав статью на узбекском языке, его прочтет очень ограниченный круг людей. Если этот материал будет представлен ещё на нынешней латинице, то гарантировано, что он сам будет как писатель, так и читатель своего опуса.
Ведь научный руководитель из числа старшего поколения научен по старинке – читать и писать на кириллице. К тому же, для написания статьи по энергетике на узбекском языке должны быть специальные словари, пособия, какие-то документы, дающие аутентичные переводы с русского, в крайнем случае, с английского языков.
На сегодняшний момент, чтобы подняться на мировой уровень, и чтобы нас стали чаще цитировать, нужно написать статью, монографию на русском или английском языках.
Учитывая эти моменты, я дважды (на 2 и 3 месяца), с промежутком в год, отправлял этого ученика к моим московским коллегам в Институт энергетики. Он возвратился совсем другим человеком, в котором забурлила кровь ученого, поисковика. Он стал активным пропагандистом русского языка.
— Меня очень вдохновляет проект «Лидеры России», он свидетельствует о новых веяний в вопросах кадровой политики в соседней стране. Кахрамон Рахимович, как обстоят дела у нас с этим вопросом? Ведь выражение «кадры решают все» актуально, думаю, и по сей день.
— Буквально на днях было опубликовано постановление Президента «О мерах по организации деятельности Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан» .
Свыше 1000 наиболее перспективных работников среднего и низшего звена государственных органов и организаций будут направляться на стажировку (3-6 месяцев), в том числе и зарубежную. Это очень обнадеживающий факт. Не так давно эти вопросы решались частным порядком, через спонсоров или состоятельных организаций.
Что ещё меня радует? Президент восстановил работу Академии наук, которая была на последнем издыхании. Он уважил, особо отметил немногочисленных академиков, избранных еще 25 лет тому назад. Были названы новые академики. Руководитель страны возобновил работу 11 научно-исследовательских институтов, других научных подразделений АН РУз. Так узбекская наука вновь обрела свое руководство, по ее жилам потекла новая молодая кровь.
-Насколько совершенна нынешняя система оценки знаний? Позволяет ли она взрастить полноценного инженера, знающего управленца, успешного бизнесмена?
— К сожалению, я должен ответить вам отрицательно по поводу совершенства тестовой системы в нынешнем виде.
В той же Америке поступающие дополнительно сдают экзамены по специализации. Нынешняя система оценки знаний, как и в целом образование, требует коренной переработки. Тесты должна быть лишь общей базой, а затем вуз по своим параметрам отбирает своего студента.
Технические вузы должны провести через своё сито на предмет знания математики, физики, химии основательно, даже с изучением его грамотности, мыслей, мотивации. Почему исключили диктанты, сочинения? Порой наши студенты не могут грамотно написать даже заявление, не говоря о какой-либо научной работе.
— Если вам поступит поручение — разработать это «сито», вы готовы взяться за это дело? Наберется ли просто с одного щелчка с десяток специалистов, которые могли бы осуществить это дело?
— Мы готовы это сделать. Только в нашем техническом университете наберется 50 таких специалистов. У великого ученого В.И.Вернадского есть выражение — «Наука – единственное, что объединяет народы». Но моих коллег, я уверен, также объединяет патриотизм, их духовно-нравственная сила и желание обновить сферу разума. И воля!
К сажалению они так и есть. Нынешняя молодёж придя на управляющую должность. Не знает азов своей специализации. И работают по старинке руководствуясь заниями нисшего класса-работников.А те в свою очередь ставят не выгодного управленца в умышленный тупик и меняют на того кто выгоден нисшим классам -работникам.
Зачем акцентировать в заголовке слово «русский», когда речь в интервью идёт об общем уровне знаний и подготовке кадров? Не надо 25-м кадром поддерживать известный призыв подписантов (местной «интеллигенции»). Изучение языков д.б. поставлено на должный уровень в школах, но нынешнее положение дел в образовательных учреждениях делает это проблемным. И тысячу раз прав Президент, на днях призвавший повысить значимость узбекского языка, — иначе он так и останется «бытовым».
Так кто же против всестороннего развития узбекского языка? Таких вроде и не было! Однако, при нынешних реалиях — как в технике, так и в медицине и некоторых других направлениях, информационный уровень узбекского языка проигрывает как английскому, так и русскому. И что же делать — сидеть и просто ждать когда «подтянут» гос.язык до необходимого уровня? А прогресс-то не «сидит» на месте! Мультиязычие — это требование современности. И не надо бы нашим «ура-патриотам» с ходу отвергать возможность и целесообразность использования других языков, в т.ч. и русского, для постижения узбекистанцами необходимых ЗНАНИЙ и ОПЫТА. А то ведь можно так и остаться на задворках цивилизации.
в узб.языке четыре языка,знаете?все языки создал Один Бог Творец,читайте библию,66книг,1-я книга,бытие повествует об этом,весьма интересно!я ,предложил уже в сми/смк инновацию:ввести в узб.язык четыре языка:еврейский,русский,греческий и английский,отчасти,тогда наш язык станет более потенциальным в понимании мира нас,точно подходит под глобализацию,а?узб.язык кто делал?ц/россия,ссср,по истории мира,ср.азии узсср,знаете это?
Красиво поет «академик» из глубинки про русский язык, а у самого настольная книга на английском….Вполне в духе современных двуличных нравов……