150 лет назад Туркестан был официально включен в состав Российской империи. Свою лепту в развитие края внес и Алексей Зеленецкий.
Судьба забросила его в Каттакурган в феврале 1872 года, после того как в России у него вымерла вся семья, включая детей. Зеленецкий получил должность настоятеля городской церкви, где и прослужил всю свою жизнь. Но запомнился он не этим.
Отец Алексей по своей воле, без всякого принуждения открыл в двухкомнатном доме первую школу для русских, узбекских, таджикских, еврейских, индийских мальчиков. Причем, под класс он переделал самую большую из них.
Вел уроки Зеленецкий совершенно бесплатно из любви к делу и детям. Генерал Абрамов выделил 116 рублей на обустройство, а также назначил помощников — унтера Ханина, рядовых Свечкина и Ступова.
Школа разрасталась, арендовала помещения в домах Сверчкова, Визина и Гольцгаузена, а в 1881 году было выстроено свое капитальное здание из жженого кирпича.
Ученики, занимавшиеся в одной комнате, разделялись на несколько групп по возрасту, времени поступления и по достигнутым успехам в учебе. Предметами преподавания были Закон Божий (для русских), чтение, письмо и арифметика. Обучение чтению велось по методу Ланкастера, арифметике – в пределах четырех правил по руководству для уездных училищ, изданному Департаментом народного просвещения.
У отца Алексея был неотразимый педагогический прием. Обычно в класс он заходил с полными карманами. «Кто знает урок и кто будет вести себя послушно, тот получит кишмиш или конфеты», обещал детям Зеленецкий. Таким же манером он заманивал и новичков.
Экзамены в школе принимали с первого года обучения. В 1876 году школу посетил генерал-губернатор Туркестанского края Константин Кауфман и лично испытывал подопечных батюшки, «ответами которых, особенно учеников-туземцев, остался доволен». Причем лучших из них устроитель края наградил бархатными халатами.
Во второй половине 1879 года школа переросла в приходское училище для детей обоего пола, в 1884 году открылись вечерние курсы для взрослых местных жителей.
Многие ученики отца Алексея вышли в люди. Среди них волостной управитель Латиф Шарифбаев, переводчик при военном губернаторе Самаркандской области Якубов, каттакурганский курбаши Дустмухамад Нурмухамедов, городской депутат, купец второй гильдии Хикматулла Фатхуллаева и десятки других деятелей того времени.
Отец Алексей также первым завел пасеку, положил началу пчеловодству в Самаркандской области, ставшее одним из лучших в Туркестанском крае.
28 февраля 1897 году отец Алексей скончался. Он был похоронен у восточной стены алтаря Владимирской церкви в Каттакургане. В последний путь учителя провожали и мусульмане, в их числе были многочисленные ученики покойного.
Рубен НАЗАРЬЯН, Самарканд
А теперь, вместо кишмиша, орехов и халатов — учителя детей бьют, оскорбляют, унижают и деньги из их родителей вытягивают… О времена, о нравы…
вот евреи все уехал, теперь учить некому, хорошо что они при союзе уехали, а то бы и они говорили что их узбеки выгнали: