Эта открытка была послана с веселой аллилуей в апреле 1914 года из Варшавы за три копейки по адресу: Ташкент, ксендзу Брониславу Рутенису. Причем, с полной уверенностью, что она будет вручена адресату.
Пройдет всего полтора года, и осенью 1915 г. немцы возьмут Варшаву. Почтовое сообщение будет прервано на 30 лет.
В 1914 г. католическая и православная Пасхи по юлианскому календарю совпали. В Российской империи, и в Туркестанском генерал-губернаторстве в том числе, проживало немало католиков: поляки, литовцы, немцы и представители других национальностей. Среди них встречались и добровольные переселенцы, и потомки ссыльных. Как например, писательница А.В.Алматинская (1882-1973), урожденная Држевицкая. А также семьи офицеров, осевших здесь, и солдаты-католики. После начала Первой мировой в Туркестанском крае появились беженцы из польских и прибалтийских губерний, были построены лагеря для военнопленных Австро-Венгерской армии, большинство из них были католиками.
Старый римско-католический костел уже и раньше не вмещал всех желающих. Новый храм из бетона в треугольнике Кауфманского проспекта, улицы Жуковской и арыка Салар на землях, купленных у сыновей винодела И.Первушина, начал строить ксендз Иустин (Юстин) Пранайтис (1861-1917), этнический литовец, в 1912 г.
Разрешение на строительство подписал генерал-губернатор А.В.Самсонов (1859-1914), через два года погибший на фронте. Правда, еще в 1875 г. ташкентские католики обращались с подобной просьбой к К.П.Кауфману (1818-1882). Но тот сильно не любил поляков…
По законам того времени, часть денег на храм выделяло государство, а остальные находили прихожане и пожертвователи. Это был грандиозный проект архитектора Л.Павловского с «апгрейдом» Л.Панчакевича.
Ксендз И.Пранайтис был очень энергичным человеком с непокладистым и неуживчивым характером. В 1913 г. он выступал одним из приглашенных экспертов обвинения по делу М.Бейлиса, чем заслужил ненависть либеральной прессы. Ташкентская администрация тоже его недолюбливала. Также И.Пранайтис привлекал на «субботники» по строительству костела солдат-католиков, чем вызывал недовольство офицеров, т.к. солдаты возвращались в казармы «без задних ног».
Перед февральской революцией И.Пранайтис умер в Петрограде, сменивший его Б.Рутенис исполнил последнюю волю скончавшегося — в июле 1917 г. покойного перевезли в Ташкент и торжественно перезахоронили под строящимся храмом.
Увы, после большевики потребовали перенести прах И.Пранайтиса на католическую карту Боткинского кладбища, могила его со временем была утрачена.
Следом за И.Пранайтисом покинул этот свет и архитектор Л.Панчакевич.
Б.Рутенис. Фото из книги С.Кишкиса «Kristaus pašauktieji» .
Б.Рутенис тоже был этническим литовцем, но проповеди читал на русском языке, т.к. прихожане были представителями разных национальностей.
Что происходило в мире в это время? После начала войны Николай II обещал создать Царство польское в качестве автономного государства в составе Российской империи, включив в него «польские» земли поверженных в будущем Австро-Венгрии и Германии. Но история пошла иным путем.
После поражения Антанты образовалась Польская республика. В 1920 г. РСФСР признала независимость Латвии, Литвы и Эстонии. Всё это отразилось на судьбе ташкентских католиков.
Военнопленные стали репатриироваться в перекроенную Европу, беженцы из польских и прибалтийских губерний также потянулись на родину. Католические приходы в Туркестане опустели.
Одновременно наступили атеистические времена. Храмы не строились, а закрывались и разрушались. Б.Рутенису пришлось пережить закат католической общины Ташкента и испытать беспрецедентное давление карательных органов. Он был морально сломлен и отрекся от веры, написал покаянное письмо во ВЦИК СССР: «В моем приходе остались среди прихожан почти исключительно старики, которых бесполезно убеждать в том, что религия уже отжила свой век.»
Скорее, конечно, письмо от его имени написали и заставили подписаться, что было обычной практикой тех лет. Б.Рутенис также просил ЦИК Узбекистана принять его в советское гражданство, т.к. он не желает возвращаться в католическую Литву.
Б.Рутенис был выслан из Узбекской ССР в 1930 г. и больше никогда Ташкент не посещал. После Великой Отечественной войны он вернулся на родину предков, в Литовскую ССР, где скончался в возрасте 67 лет в местечке Пусне в пятидесяти километрах севернее Вильнюса.
У строящегося собора перед Первой мировой войной.
Недостроенный храм был национализирован советскими властями в 1925 г., в приспособленных помещениях находились различные организации. Долгие годы там размещались, например, склады Узмедтехники.
При Ш.Р.Рашидове в 1976 г. храм начали ремонтировать, а в 1981 г. он был объявлен архитектурно-историческим памятником Узбекистана и передан министерству культуры.
1992 г. власти Узбекистана передали здание костела католическому приходу Ташкента, и в следующем году началось его восстановление под руководством архитектора С.Адамова и инженера А.Пономарева. В 2000 г. собор Святейшего Сердца Иисуса был освещен апостольским нунцием в Казахстане и Средней Азии архиепископом М.Олесем. Воскресные мессы в соборе служат на английском, русском и корейском языках.
Такая вот история с затерявшейся в веках открыткой из Варшавы в Ташкент.
единственная статья где колонизаторы не задели честь узбеков.