18+
04 Декабря 15:43
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Храм в Андижане: красота и мученичество

12 января 1884 года священник Алексий Надеждин обратился  с рапортом на имя Ферганского военного губернатора генерал-майора Николая  Иванова  о строительстве православной церкви на 500 человек в городе Андижане.

Он писал убеждал высокое начальство, что временная  солдатская андижанская Сергиевская церковь пришла в полную негодность, а с переездом гарнизона стала и слишком далекой-до нее нужно было идти три версты по жаре или под дождем. А потому требуется  построить новый храм для православных.

И строительство храма во имя Сергея Радонежского Оно было закончено ровно через десять лет.

Освящал храм епископ Туркестанский и Ташкентский Никон.

19085

Вот что писал в статье   «Землетрясение в Андижане», опубликованной в популярном журнале «Нива» В. Баскин: «Военное собрание, одно из значительных зданий в русском Андижане, помещалось на главной улице города — Николаевском проспекте. Это единственное место, где собиралась публика, заброшенная волею судеб, в этот захолустный город. На Николаевском проспекте сосредотачивались все магазины, гостиницы, аптека и пр. Это была довольно широкая улица, обсаженная с обеих сторон пирамидальными тополями, которые летом своею листвою закрывали небольшие одноэтажные белые домики, раскинувшиеся довольно редко друг от друга по всему проспекту.

На одном конце Николаевского проспекта помещался вокзал, построенный в 1896 г., а на другом — церковь во имя Сергея Радонежского, единственная церковь во всем Андижане.

Построенная из жженого кирпича, довольно красивой архитектуры, она является самой лучшей постройкой всего города, а большой сад, окружающий ее с трех сторон, придает еще больше красоты этой изящной постройке».

    Некоторые подробности   о храме приводятся в книге  Г.А. Цитовича  «Храмы армии и флота», изданной в 1913 году в Пятигорске.    «Проекты андижанской (во имя Сергия Радонежского, на 300 человек), наманганской (Михаила Архангела, на 300 человек) и кокандской (св. Константина и Елены, на 500 человек) церквей (они были снесены в 1934-1937 годах) разрабатывались по единому типу. Возможно на основе проекта деревянного молельного дома ферганскими архитекторами И.Р. Саковичем, С.В.Лехановым и О. Васильевым. Затем эти проекты дорабатывались по замечаниям экспертов – сначала епархиального начальства, затем известного туркестанского архитектора В.С. Гейнцельмана.

Так, выстроенная в 1896 году четырехстолпная в интерьере церковь Андижана была взята за основу проекта наманганского собора.

Над андижанской и наманганской церквями возвышался небольшой лучковидный, металлический купол на деревянном барабане в центре высокой кровли и небольшая главка на оси центрального входа – над колокольней. Размеры их плана примерно 25,1х23,5 метра, высота с куполом 23,5 метра».

Храм еще называли офицерской гарнизонной церковью. Он устоял  даже после сильнейшего Андижанского  землетрясения  3 декабря  1902 года, когда весь город лежал в руинах и погибло около пяти тысяч человек.  Уцелело лишь православная церковь, тюрьма и здание городского банка.

Увы, храм не устоял перед большевистскими варварами, которые 30-ые годы прошлого столетия крушили Русскую православие.

 Рассказывают, что стены его были настолько прочны, что пришлось даже применять взрывчатку. На месте храма остался сквер с непременным памятником вождю мирового пролетариата. В 60-е годы на месте церкви построили молодежное кафе «Олтин водий».

Из материалов, найденных в Интернете, я узнал, что в домике неподалеку от храма в 1934 году, будучи в ссылке,  жил хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ,  с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (в миру Валенти́н Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий),  лауреат Сталинской премии за научный труд «Очерки гнойной хирургии»,  

С 1939 году в Андижане жил будущий четырнадцатый Патриарх Московский и всея Руси Святейший Патриарх Пимен. В ту пору он был санитарным инспектором. В начале августа 1939 года получил назначение заведующим областным Домом санитарного просвещения отдела здравоохранения Ферганской области в городе Андижане. Там он работал до июля 1940 года. В августе 1939 года он побывал в Москве на конференции работников санитарного просвещения. Следует сказать, что в те годы многие священнослужители, даже некоторые епископы, не имея возможности служить Церкви в священном сане, вынуждены были работать на светской работе. 
Летом 1940 года отец Пимен поступил на литературный факультет Андижанского вечернего педагогического института. Сохранился его студенческий билет. 25 октября 1940 года Сергей Михайлович Извеков был назначен преподавателем и завучем андижанской школы № 1. К началу Великой Отечественной войны отец Пимен успел закончить только первый курс института.

 

Гарун МАШУРОВ, г.Андижан

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Загрузка...
Загрузка...

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности