18+
25 Апреля 15:21
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Икона из Ташкента

Почти два года при Ташкентской епархии работает школа иконописи, в которой занимаются около двух десятков учеников. Они уже в соавторстве со своим преподавателем создали мозаичные панно, украсившие фронтон и стену алтаря Свято-Успенского кафедрального собора и колокольню Храма Иоанна Кронштадтского в ферганском Кувасае.

Просторный учебный класс школы, расположенный на территории Свято-Успенского кафедрального собора… Ученические столы, пузырьки с природными минералами, лики святых и библейские сюжеты, выполненные карандашом, гуашью, темперой… 

О том, как идея открытия первой в Узбекистане и Средней Азии школы иконописи воплощается в жизнь рассказывает преподаватель и наставник Михаил СОРОКИН.

– Сегодня не так часто встретишь в доме рукописную икону – по большей части они изготовлены типографским способом. Существует ли  разница между этими иконами?

– Конечно, существует. Ручная работа всегда выглядит лучше, даже если ее не рассматривать с духовной точки зрения. А если с духовной, то иконопись – прежде всего молитва. С молитвой любое дело складывается хорошо, потому что испрашивается помощь Божия. Не случайно, большинство чудотворных и мироточивых икон в Православной Церкви – это написанные иконы. На них особо, так сказать, запечатлевается благодать Божия.

1908765Колокольня Храма Ионна кронштадтского в Кувасае

– По всем православным канонам икона должна быть написана «чистыми руками». Означает ли это, что ваши ученики должны читать молитвы, причащаться и стремиться жить духовной жизнью?

– Да, разумеется. Поэтому занятия в школе предполагают не только совершенствование технических навыков, но и изучение иконографии и богословия иконы. Большинство учеников школы не имеют специального образования, предпочтительного для иконописца. И чтобы совершенствоваться в этом деле, важны не только усердие и механическое копирование, но и смирение. Именно тогда может открыться так называемое «духовное зрение».

Иной раз видишь, что человек вроде и кистью владеет, а получается у него не так хорошо, как у менее искусного, но подошедшего к работе с душой и молитвой.

Также возникают трудности с  переучиванием профессиональных светских художников, потому что у них, как правило, сложились свои понятия и приемы в решении художественных задач, которые не всегда соответствуют достижению цели иконописания. Но, с другой стороны, это может быть не так уж и плохо, если человек прекрасно разбирается в иконописи и не противоречит канонам.

Случалось, что вы отказывали кому-то при приеме в школу?

– К сожалению, да, и по разным причинам. Иногда уровень художественной подготовки не устраивал, и я рекомендовал брать дополнительные уроки рисования. А были и те, кто приходил в школу с желанием приятно провести свободное время. Таким людям пришлось отказать, потому что школа иконописи предполагает серьезное отношение, а занятия в ней – длительный и трудоемкий процесс. Поэтому мы решили: пусть лучше будет небольшая группа учащихся, которые не просто научатся писать иконы, но и смогут передать эти знания другим.

Как часто проходят занятия в школе?

– Мы занимаемся три раза в неделю в среднем по пять-шесть часов. Несмотря на то, что занятия проходят во второй половине дня в пятницу, субботу и воскресенье, к сожалению, не всем ученикам хватает сил и возможности посещать без пропусков, поэтому им приходится уделять больше времени, чтобы мы могли двигаться равномерно.

  За какой срок можно научиться писать иконы?

– Я обучался этому шесть лет. Но есть и более сжатые учебные программы, рассчитанные на три года. Хорошим специалистом за это время, конечно, не станешь, но если добросовестно заниматься, то можно научиться неплохо ориентироваться в иконописном искусстве. А вообще, иконописи учатся всю жизнь.

  Есть ли сейчас набор в вашу школу?

– Конечно, есть. Единственная проблема в том, что вновь поступившему будет сложно наверстать материал, который мы прошли за два года.

– С чего начинаются ваши занятия – с карандашных набросков, как в любой студии изобразительного искусства?

 К нам приходят люди с разным уровнем подготовки – у кого-то к моменту прихода в школу имеются не только навыки рисования, но и профессиональное художественное образование. Поэтому с ними не приходится начинать «с нуля».

В школе мы последовательно переходим от простого к сложному – это не только наброски, но и копирование отдельных элементов и фрагментов икон. После того, как освоено выполнение фрагментов, ученики переходят  к оплечному образу святого, от оплечного образа – к полуфигурам и фигурам и так далее.

Кроме того, учащиеся изучают традиции древнерусской живописи, работают с различными материалами и красками. Поскольку специализированных учебников по иконописи практически нет, то основные навыки они получают в процессе занятий.

Несомненно, важным для нас является то, что в процессе работы с иконой как бы происходит общение с образом, погружение в тот «Горний» мир, отражением которого она является.

6789стена алтаря

Вот, например, ученический рисунок, вернее, фрагмент знаменитой «Троицы» Андрея Рублева. Вы видите попытку человека приблизиться к шедевру мирового искусства, входящего в десятку лучших живописных произведений мира.

– Придерживаетесь ли вы традиций письма?

– Конечно, все происходит строго по технологии. Грунтуем поверхность доски меловым грунтом (левкасом), работаем яичной темперой – перетираем в порошок природные минералы и добавляем яичный желток. Весной этого года в епархиальном управлении состоялась первая выставка наших работ, которая прошла во время празднования Пасхи в Епархии Русской Православной Церкви.

– Довольны ли вы результатом работы ваших учеников и, следовательно, своей тоже?

– Вполне. Работы моих учеников на достаточно неплохом уровне. Допускаю, что не все мои учащиеся дойдут до конца обучения. Но даже если половина из них станет мастерами – это уже неплохой результат!

– На пасхальной выставке были представлены только учебные работы или полноценные готовые иконы? Сколько икон  написано за это время?

– Семь работ предоставила на выставку наша школа. Безусловно, это настоящие иконы, написанные на дереве яичной темперой с элементами сусального золота.

 -Михаил, сложно ли  было организовать школу, найти учащихся, подготовить материальную базу?

– Наиболее тяжелый этап мы уже прошли, потому что самое сложное – это начать.

Одному человеку это было бы не под силу, но при поддержке митрополита Викентия все трудности преодолеваются легко.

Беседовала Инна АККЕРМАНЦЕВА

Памятка: Икона – изображение лика святого угодника Божия, это своеобразное окно, разделяющее мир видимый и невидимый. Чудеса творят не сами иконы, как изделия человеческой деятельности, а святые, изображенные на них, по особой милости Божией и по горячим молитвам верующих. Икона должна занимать достойное, особое место в доме православного христианина. Ее надо хранить в восточной части дома. Перед иконой должно быть много свободного места, и она не должна стоять на одной полке с книгами, статуэтками, фотографиями, косметикой. Даже картина с религиозным сюжетом будет лишней рядом с иконой.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Михаил Сорокин,  1984 г.р., Ростовская обл.

1994-1998 – детская художественная школа.

2001-2004 – художественно-графическое отделение педагогического колледжа.

2005-2011- факультет церковно-исторической живописи Российского православного Университета св. Иоанна Богослова (г. Москва).

2006-2010 – работа в Московской иконописной артели «Радость».

Источник- еженедельник “На досуге”, № 33

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности