Надо признать, только большевики поставили сохранение памятников старины Самарканда на государственную основу. При царе это было уделом любителей, частных инициатив.
Так, с 1918 года в Самарканде начала работать комиссия по спасению падающего минарета медресе Улугбека. Во главе ее стоял знаменитый В. Л. Вяткин, выполнявший при старых властях функции хранителя памятников. Ему помогали местные мастера и опытные инженеры Б. Н. Кастальский с М. Ф. Мауэром.
Работа комиссии первоначально носила чисто ознакомительный характер, шла гражданская война, дальше обсуждений мало что продвигалось. Однако после утверждения новой власти лед, как говорится, тронулся.
Так, декретом ЦИК Туркестанской Республики от 30 января 1920 г. охрана всех исторических памятников науки и искусства Средней Азии поручалась комиссии Центрального управления архивами Туркестанской Республики (Цуардел). И новая структура немедленно приступила к регистрации всех прежде бесхозных сокровищ.
Уже 21 мая 1921 года был утвержден комитет по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы Туркестанской Республики (Туркомстарис), в круг ведения которого входило заведование всеми музеями (гуманитарными, естественными, историческими и производственными, а также центральными и региональными); регистрация всех памятников старины, искусства и природы; охрана и реставрация памятников старины, искусства и охраны памятников природы; собирание и научная разработка всего материала. относящегося к задачам этой организации.
Туркомстарис делился на 4 секции: — музейную, реставрации и охраны памятников старины и искусства, археологическую и охраны памятников природы. В регулярных заседаниях присутствовали видные ученые-эксперты: уполномоченный Гравархива и Турккомиссии Д. И. Нечкин, академик В. В. Бартольд, профессор Э. А. Шмидт, В. Л. Вяткин, И. С. Казаков, Б. Н. Кастальский, М. Е. Массон, М. Ф. Мауэр, К. К. Бертгер, Н. М. Столяров, другие ученые и знатоки. В связи с национально-территориальным размежеванием Средней Азии в 1924 году Туркомстарис был реорганизован в Среднеазиатский комитет по охране памятников старины, искусства и природы (Средазкомстарис).
Два этих ведомства опубликовали немало научных работы и отчетов в своих специализированных изданиях. Эти труды и сегодня являются важным историческим источником по истории изучения архитектурных памятников народов Узбекистана.
Так, например, в фонде Р-394 Средазкомстариса и его территориального управления Самкомстариса хранятся документы по истории изучения и реставрации исторических памятников Самарканда. Эти документы освещают историю проделанных работ Туркомстарисом и Самкомстарисом по древнему городу.
В частности, по инициативе Туркомстариса были зарегистрированы многочисленные исторические архитектурные памятники Самарканда, которые находились тогда в плачевном виде. По решению властей, на площади Регистан и в медресе Улугбека, Тилля-Кари, Ширдар, мавзолее Гур-Эмир-усыпальнице Амира Тимура и Тимуридов, мечети Биби-Ханым, дворце Ак-Сарай, архитектурном ансамбле Шах-и-Зинда, мечетях Ходжа-Ахрар, Ишрат-Хана, обсерватории Улуг-Бека, усыпальнице Шейбанидов — мавзолее Чиль-духтарон, предполагаемой могиле пророка Данияра, городище Афрасиаб, мазаре Чупан-Ата и других памятниках средневековья были проведены углубленные исследования.
По заключениям экспертов, были подготовлены проекты по реставрации и восстановлению всех архитектурных памятников.
В особом заседании комиссии по охране и реставрации памятников старины и искусства в Самарканде от 7 октября 1920 года были заслушаны и обсуждены доклады секции Цуардела по изучении и охране исторических памятников Самарканда. В докладе В. Л. Вяткина отмечалось, что за отчетный период (январь-сентябрь 1920 г.) были произведены серьезные раскопки в медресе Мирзо-Улугбека, на площади Регистан, вокруг усыпальницы Тимура Гур-Эмир, во дворе мечети Биби-Ханым, в древнем городище Афрасиаб с целью исследования скрытых под землей нижних частей исторических памятников, собраны все находки.
Докладчик М. Ф. Мауэр представил свою версию о первоначальном положении минарета Мирзо-Улугбека в пространстве. А также осветил вопрос о восстановлении купола медресе Шир-Дар.
Самое главное, что молодое государство находило, пусть и небольшие, но деньги для организации важнейшего дела. На них оплачивались экспертизы, заказы ученым и инженерам, работа простых рабочих, транспорт. Так был остановлен процесс разрушения великих памятников старины.
Начатое еще при Ленине, позже все было продолжено Средазкомстарисом (1925 — 1929 гг.) и Узкомстарисом (1929 — 1946 гг.). Благодаря чему и были сохранены основные исторические памятники Самарканда для будущих поколений.
Сегодня сокровища древнего города стали частью мировой культуры. В 1993 году Самарканд с его историческими памятниками были включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и признан одним из пятидесяти городов мира, которые цивилизованный человек должен посетить хотя бы раз в своей жизни.