18+
23 Апреля 15:16
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Как зарождался театр

Первые шаги  театральное искусство в Средней Азии сделало уже в 60-е годы XIX  века – сразу же после завоевания края Российской империей.

Еще шли сражения за полное подчинение земель Хивинского, Бухарского  и Кокандского  ханств, еще отправлялись военные экспедиции вглубь Закаспия, а в присоединенных к России городах края уже слагалось русское  общество и налаживалась мирная жизнь.

Естественно, что на первых порах преобладающей массой европейского населения были военные, среди которых было немало людей интеллигентных и высокообразованных. Остро ощущая оторванность от родины и привычной культуры, они стремились как-то скрасить нелегкую походную жизнь и сделать сносным свое пребывание в чуждом и малопонятном мире. Именно желанием общения с соплеменниками можно объяснить возникновение военных клубов и собраний. Первый такой клуб появился в Ташкенте уже в 1868 году. 

  Естественно, что  организаторами и членами этих объединений на первых порах были люди знатные и состоятельные, ибо создавались они на частные средства. На собранные от взносов деньги арендовались помещения, в которых и проводились те или иные мероприятия. Эти общества имели свой устав, утвержденный военными властями.

Так,  в специальном указе генерал-губернатора по войскам Туркестанского военного округа говорилось: «Воспитанный в прежних правилах, я считаю, что наши военные собрания должны быть так поставлены,  чтобы всякий входящий в собрание был уверен, что его здесь не обидят, не оскорбят, не обыграют в карты; чтобы каждый отец или муж, дети или жена которых посетят собрание, был уверен, что наряду с приличной обстановкой они встретят здесь полное внимание». 

350403 originalВ клубах и собраниях открывались библиотеки и читальные залы, проводились лекции на общественные и естественнонаучные темы. Здесь же рождалось и совершенствовалось театральное искусство Туркестана.  Устав каждого клуба или собрания содержал непременный пункт, гласивший, что руководству их разрешалось «устраивать для своих членов, их семейств и гостей балы, маскарады, танцевальные, вокальные и литературные вечера, драматические представления».

 Вполне понятно, что первые спектакли были любительскими. Они ставились от случая к случаю для ограниченного круга людей и носили чисто развлекательный характер. Как правило, это были одноактные комедии, водевили или фарсы. Однако именно они содействовали возникновению театрального искусства в Туркестане, вырабатывая вкус населения к лицедейству.

 Постепенно в ряде крупных городов края стали появляться различные музыкальные и драматические кружки общественного типа, самостоятельно существовавших на средства, получаемые от продажи билетов. В 1870 году в Ташкенте образовалось Общество любителей драматического искусства. Вслед за ним аналогичные объединения – кружки и общества – возникли в Коканде и Самарканде, Андижане, Намангане и Новом Маргилане.

 Однако теперь их состав был весьма разношерстным, помимо военных, членами их были врачи и педагоги, чиновники гражданских ведомств. Изменился и репертуар  – на сценах теперь шли спектакли по произведениям Островского и Толстого, Чехова и Гоголя, Сухово-Кобылина и Салтыкова-Щедрина.

С годами влияние энтузиастов-любителей искусства на  театральную публику все более возрастало.

Так, например, в конце XIX  века, в газете «Туркестанские ведомости» отмечалось, что «талант, умение держать себя на сцене, даже нередко создавать роль, – все это не чуждо нашему ташкентскому кружку артистов-любителей». Столь же высокий уровень критик отмечал и у коллектива самаркандских артистов, «которые не валяли свои монологи с плеча, а обдумывали тип, читку, жесты и мимику, чтобы быть как можно ближе к изображению данного типа».

Следующим этапом развития театра в Туркестане стало участие в спектаклях любителей профессиональных актеров, что значительно расширило зрительскую аудиторию.

 Особенно важным делом стало рождение так называемых народных театров, спектакли которых предназначались исключительно для народных «низов». Небезынтересно, что инициаторами подобных театров были солдаты расквартированных в городах военных частей. Творческая деятельность коллективов любительских кружков и обществ, солдатские спектакли подготовили почву для утверждения здесь, на далекой окраине империи, профессионального театра.

Рубен НАЗАРЬЯН, Самарканд

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности