18+
19 Апреля 03:09
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Кремль показал сакральные символы империи

В Московском Кремле открылась масштабная выставка к 400-летию Дома Романовых. Экспозиция «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле» настолько велика, что разместилась сразу в нескольких исторических зданиях — Патриаршем дворце и Успенской звоннице.

 Четыре сотни экспонатов отражают четыре века царствования второй и последней русской правящей династии. Хотя сейчас принято называть оценочную стоимость даже самых признанных шедевров, все эти национальные сокровища в буквальном смысле слова бесценны. Их никогда не выставляли на продажу, собственно, они никогда не покидали (не считая периода эвакуации во время Великой Отечественной войны) территорию Кремля. А потому никто не знает, сколько они в действительности стоят. Но бесценны они не только в таком узком меркантильном смысле: в московской, да и петровской, Руси царские регалии имели сакральное значение.

Главный совет посетителям: сколь бы ни было велико искушение сразу же зайти в находящийся ближе к Троицким воротам Патриарший дворец, обязательно осмотрите сначала экспозицию в Успенской звоннице. Иначе непременно «утонете» в посвящённой коронациям XVIII–XIX веков «имперской» части выставки, где экспонатов значительно больше. И потом будете кусать локти! Ведь в куда меньшем по площади выставочном зале звонницы впервые в истории вне пределов Оружейном палаты собраны все регалии, которыми венчались на царство восходившие на московский престол самодержцы.

Это не только всемирно известная легендарная шапка Мономаха. Не только её «дубликат» — изготовленная кремлёвскими мастерами так называемая шапка Мономаха второго наряда, которой 25 июля 1682 года венчался одновременно со старшим сводным братом Иваном Алексеевичем будущий первый российский император Пётр. Здесь же в соседних витринах —  остальные компоненты царского венчального набора: шестиконечный наперсный Крест Животворящего Древа в золотой оправе с серебряной чеканной иконой-ковчегом; бармы (парадное широкое оплечье) двух первых царей из рода Романовых — Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича; расцвеченные драгоценными эмалями золотые скипетр и держава; золотая цепь Михаила Фёдоровича. К нашему времени большинство этих реликвий сами успели обрасти многочисленными сказаниями, предположениями, научными гипотезами и не вполне научными, но заслуживающими внимания версиями.

К примеру, согласно надписи на ковчеге, Животворящий Крест изготовлен из древа, привезённого на Русь митрополитом Эфесским в составе даров византийского императора Константина Мономаха. Как предполагают современные историки, этим крестом возводились на престол все русские цари, начиная с венчавшегося на царство в 1547 году Ивана IV. Древнюю державу Михаила Фёдоровича (помимо неё, история донесла до нас её «преемницу» — державу Алексея Михайловича, также представленную в экспозиции), официальная историография XVIII столетия включала в перечень пожалованных византийским императором киевскому князю Владимиру Всеволодовичу инсигний. Сейчас учёные не разделяют мнения о столь древнем происхождении. Как значится в официальном каталоге выставки, стилистические особенности державы прямо указывают на эпоху позднего Возрождения. Если верна эта версия, в Россию регалия попала, скорее всего, в 1604 году из Праги с посольством Генриха фон Логау.

Кстати, полный выставочный каталог — два толстых тома — продаётся здесь же, причём за весьма скромную, учитывая объём информации, сумму. Великолепное издание, насыщенное поистине энциклопедическими сведениями о венчальных ритуалах и государственных коронационных церемониалах, словно демонстрирует перед читателем четыре века русской монархии «в разрезе». И когда подходишь к витринам с драгоценными кремлёвскими серебряными сервизами, кажется, слышны здравицы в честь нового царя из Грановитой палаты…

Впервые на публике выставляются ещё три экспоната, прошедшие длительную и кропотливую реставрацию. Это коронационные кафтан и камзол Петра II (Франция, 1727 год), отороченная горностаем (на пошив пошло девятьсот шкурок) атласно-парчовая коронационная мантия вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны (Санкт-Петербург, 1896 год) и гигантский подвесной балдахин для оформления тронного места в Успенском соборе (Россия, 1724 год).

О вкусах не спорят, но автора этих строк больше всего впечатлил последний, размером 3 на 2,5 метра. Особенно с учётом того, что это, строго говоря, не весь балдахин, а только его внутренняя, обращённая к присутствующим и к императорской чете поверхность — так называемый плафон. Процедура возведения плафона под своды Успенского собора при помощи специальных блоков занимала несколько дней, а закрепляли его пять дюжих артиллеристов. Неудивительно, что реставрация этой махины силами целой мастерской Оружейной палаты заняла два года.

Выставка открыта до 22 января 2014 года.

Дмитрий Анохин, Москва

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности