18+
29 Марта 07:29
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

«Дождь» смыл репутацию «Ильхома»

Грустное впечатление оставил новый спектакль «Ильхома». Обидней вдвойне, что «Дождь за стеной»  поставлен «именитыми москвичами» — Юрием Клавдиевым, одним из идеологов «Новой драмы», и Владимиром Панковым из театра Soundrama.

Весь сюжет высосан из пальца, точнее из бесконечных ментовских сериалов, которые  круглыми сутками крутит НТВ.

Судите сами. В заброшенном подвале, где, якобы сварились зажило две сотни бомжей, двое  милиционеров мечтают о том как бы им перебраться, понятное дело,  в Америку. А пока они охотятся ради наживы на наркоманов, которые сюда заглядывают.

Наконец, те попадаются в расставленную ловушку и начинается сцена с на грани морального уродства, с отборным матом и  похабщиной  На помощь наркоманов приходят брат и сестра – оба в драных колготках, но с ружьем. Изнасилование, убийство и самоубийство, стрельба…

Согласитесь, избитые темы,  штампованные «герои нашего времени»- плохие полицейские, хорошие наркоманы, утонченные гомосексуалы. Вот уже какой год «Ильхом» не выходит из этого убого круга, с непонятной настойчивостью продолжая буквально навязывать  зрителю  эту галиматью, весьма далекую от жизни  под давно скисшим соусом модерна и андеграунда

«Ильхом» позиционирует себя как русский театр. Но это высокое звание еще надо заслужить!  И уж, конечно, не дешевым ширпотребом массовой культуры, который, как из прорвавшейся канализации,  хлещет с экранов, а теперь затопил и сцену.

Пусть ангажированные критики утверждают, что «спектакль потрясает, возвышает и умиротворяет – как и полагается высокому искусству». На самом деле, зрителю не жарко и не холодно. Потому, что это не касается их лично-в театр наркоманы, оборотни в погонах, проститутки, бандиты и прочие отбросы общества, если называть вещи своими именами, не ходят.

Думается, что «Ильхом» откровенно спекулирует на ценностях, привитых русской культурой. Люди идут в театр с желанием приобщиться к настоящему искусству, найти ответы на трудные вопросы  жизни, выйти, так сказать, в свет, на люди. А их просто дурят, подсовывая ярко разукрашенную  подделку.

Игру актеров, работу  постановщиков, художников обсуждать просто не хочется.  Все подчинено одной цели-вогнать в шок, оглушить криками, стрельбой,  нецензурщиной, дымом, шумом, грохотом. Тут все получилось, но кричать «Браво!», «Бис!» как-то желание не возникает.

Напротив, выходя из зала на свежий воздух получаешь истинное наслаждение, что наконец-то все это кончилось.

Увы, по этому же пути  скатывается и Академический Русский драматический театр. Его недавняя премьера «Плачу вперед»-еще одно тому яркое  доказательство.

Сюжет – вновь плод воспаленного воображения. Зрелая дама предлагает мужчине стать ее мужем на год за миллион долларов. При этом  жена берет сто тысяч долларов в порядке моральной компенсации,  чтобы прикупить новую квартиру, а молодая любовница на  вырученные  3 тысячи «баксов» приобретает модный итальянский плащ. Вроде комедия, но не смешно.

Еще никогда образ женщины  так низко не падал. На экране, на сцене она обязательно появляется  голой или полуголой,  единственное ее предназначение-это утеха для мужчины, за которым она охотится практически с начальной школы. Вот и в «Плачу вперед» дамы беременеют непонятно от кого, ловят богатеньких Буратино, подбрасывают детей бабушкам, врут на каждом шагу. Смотришь и понимаешь, что все это уже было, было, было…

Пробежим  афишу театра: Мою жену зовут Морис, №13, №14, №15,  Что хочет женщина, Любовь до гроба,  Блэз. Все это вещи одного ряда –легкие западные комедии, которые даже не успеваешь запомнить. С непременными полицейскими, деньгами, мошенниками, шлюхами. Они и поставлены на одну колодку – много крика, буффонады, эпатажа. И новый, молодой зритель приучается к нелепой мысли, что это и есть русский театр.

Мне возразят: зал полон. И это прекрасно! Несмотря ни на что, ташкентский зритель еще не позабыл дорогу в театр, он хочет быть культурным человеком, а значит, обязан следить за новинками.

Впрочем, будем честны до конца. Полные залы-это и результат дотационных цен на билеты, за что государству большое спасибо. Именно поэтому на спектаклях много молодежи. Но что она видит на сцене,  что вынесет для себя нового, как взрастит и укрепит душу, к чему и призывает подлинный русский театр?

 Или театр из храма искусства превратится для него в одноразовую  развлекаловку на русском языке?

Поразительное явление! Театральный Ташкент, судя по репертуару, в упор не заметил развала Советского Союза, гражданских войн, рождения новых государств, идеологий, миллионных миграционных потоков, смену политических систем,  межнациональных конфликтов и прочих  вещей, которые потрясли нашего современника. Вместо этого- бесконечные любовные треугольники, смелые намеки на «голубых» и «розовых», энергичные дамы в черном кружевном белье и туповатые мужчины, блуждающие меж ними как в трех соснах…

Не пора ли повернуться лицом к жизни, вспомнить о великих традициях, о корнях, питающих русский театр?  

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности