Десятки, сотни частных газет выходят сегодня в Узбекистане. А положил начало этому делу в далеком 1890-ом году Николай Владимирович Полторанов.
До приезда в Самарканд Н.В.Полторанов (в 1880-х годах) занимал довольно высокую должность «начальника службы пути и зданий» на строительстве Закаспийской военной железной дороги и имел типо-литографию в Асхабаде. Получивший в России техническое образование, Николай Владимирович к тому же неплохо владел пером, публикуя свои очерки в различных периодических изданиях.
Так, например, в нескольких номерах журнала «Железнодорожное дело» (1885, № 8-11) были напечатаны его «Заметки о Закаспийской железной дороге до Кизил-Арвата». В дальнейшем Полторанов уволился со службы и перебрался в Самарканд, ставшим через несколько лет конечным пунктом этой важной стальной магистрали.
Изучив местный промышленный рынок, он и здесь решил обзавестись собственной типографией. Что и было вскоре осуществлено. А затем, вознамерившись к тому же уже профессионально заняться журналистикой, Полторанов адресовал властям соответствующее прошение.
В ташкентском архиве сохранилось свидетельство канцелярии Туркестанского генерал-губернатора, гласящее, что «10 августа 1889 года содержатель типографии в г. Самарканде, отставной надворный советник Николай Полторанов, обратился в главное управление по делам печати с ходатайством о разрешении ему издавать в этом городе, с дозволения предварительной цензуры, под его редакторством по предлагаемой при сем копии программы, ежедневную, кроме послепраздничных дней, газету под названием «Окраина».
В ноябре разрешение было получено, и 1 января 1890 года вышел в свет первый номер означенной газеты. Кстати, в этом же прошении Полторанов извещал, что он желает «издавать еще одну газету на туземном языке», но военный губернатор Самаркандской области посчитал это намерение преждевременным.
Типография и редакция газеты «Окраина» разместились в арендованном помещении на улице Пенджикентской в одном из домов крупнейшего среднеазиатского винодела Д.Л.Филатова. Это была первая частная типография в городе, а газета стала вообще первым частным изданием не только в Самарканде, но и во всем Туркестанском крае. Первоначально она выходила ежедневно, а затем лишь два-три раза в неделю. «Окраина» публиковала местные известия и корреспонденции из соседних регионов, театральные рецензии, фельетоны, стихи и очерки, материалы культурно-исторического, экономического и географического характера, официальные сообщения.
За четыре года в качестве приложения к газете были выпущены 25 оригинальных брошюр. Уже в первый год своего издания детище Н.В.Полторанова удостоилось высокой награды – малой серебряной медали «за типографские и полиграфические работы» – на Туркестанской выставке. В том же, 1890 году, редактор издал в собственной типографии книгу своих очерков о строительстве стальной магистрали под названием «Заметки о Закаспийской железной дороге с 1880 по 1889».
Николай Владимирович стал известной и влиятельной личностью в Самарканде. Ни одно важное мероприятие в городе не обходилось без его участия. Полторанов был не только издателем и редактором, но и активным членом нескольких общественных организаций и бессменным председателем местного общества покровительства животным. Однако, несмотря на все это, газета не приносила ожидаемого дохода, и ее издание в условиях провинциального Самарканда оказалось делом непростым и весьма хлопотным.
Не ощущая поддержки местных властей и не имея достаточных материальных средств, редактору и владельцу газеты постепенно приходилось сокращать тираж «Окраины» и периодичность ее выпуска. А в конце четвертого года издания газеты Полторанов, исчерпав свои моральные и материальные ресурсы, объявил читателям, что с 1894 года «Окраина» будет издаваться в Ташкенте «при совершенно новом составе редакции». Взамен ее в Самарканде, извещал он читающую публику, будет выходить лишь «Листок телеграмм Северного Агентства и объявлений» под редакцией его супруги Антонины Николаевны Полторановой…
Как бы подводя итоги многотрудной деятельности Н.В.Полторанова на посту издателя и редактора газеты, ее секретарь и активный сотрудник, местный поэт И.И.Лажечников (сын известного российского писателя, автора популярных исторических романов «Последний Новик» и «Ледяной дом» Ивана Лажечникова) опубликовал в одном из последних ее номеров пространное стихотворение, посвященное этому незаурядному человеку.
Н.В.Полторанову
Ведомый опытной рукою,
Налеты рассекая волн,
Борясь с подводною скалою,
Но вдохновенной цели полн,
Идет корабль и груз богатый
Зерна везет на дальний брег,
Где, голодая, брат на брата
Свершает дерзостный набег.
Придет зерно… На нивах новых
Взойдет обильною жатвой,
И сытый брат, любить готовый,
Вздохнет свободною душой…
Не так ли Вы, борясь в пучине,
Вокруг лишь видя зло одно,
На почву умственной пустыни
Добра Вы кинули зерно…
Пока колосья Вашей нивы
Идеей пользы расцвели,
Созрели, манят горделиво,
Вы мытарств множество прошли…
В ответ правдивому укору,
В ответ пророческим словам
Неслись насмешки, и простора
Не обещали люди Вам…
Но знамя истины святое
Самоотверженно неся,
Всех пересмешников главою
Вы были выше… Не прося
Подобострастной лестию пощады…
Вы бою правды были рады…
И в глубину отчизны милой,
До брега царственной Невы,
Проникла мысль с окрайн и силой
Смирила дерзкие умы.
И не кидали уж каменья
В ответ на истины призыв,
Но трудный путь любви служенья
Измучил, силы подкосив.
Зато фундамент крепок зданья,
Зерно запало глубоко,
Расчищен путь для пользы, знанья,
Вослед борцу идти легко…
Зато теперь, борец достойный,
Куда бы ни привел Вас рок,
Сказать Вы можете спокойно:
«Я сделал все, что только мог!»…
С изданием газет Самарканду фатально не везло и в последующие годы.
В первом же номере переехавшей в Ташкент «Окраины» в колонке редактора было сказано: «Четыре года тому назад с такими же точно, по всей вероятности, светлыми надеждами на будущее начинала свое существование единственная частная газета Туркестана «Окраина» в городе Самарканде. Несколько лет упорной борьбы с жизнью надорвали ее силы, и старая редакция отказалась вести дело… Являясь на смену уставших товарищей, мы не беремся решать вопрос, кто был виноват в безвременной кончине газеты – равнодушие ли публики или нетерпение старых руководителей дела».
Спустя несколько лет (в 1898 году) в своей докладной записке Туркестанскому генерал-губернатору ее новый владелец Самуил Петухов, столкнувшись с теми же трудностями, сетовал на то, что он «…в 1893 году приобрел покупкою от редактора-издателя уже существовавшей в г. Самарканде газеты «Окраина» право на ее издание, перенеся эту газету из столь неудачно избранного пункта в г. Ташкент…».
Кстати, и приобретенная им газета тоже прожила в столице края те же недолгие четыре года. О попытках ее реанимации сообщалось в заметке «Реплика недовольного»: «Около года тому назад исчезнувшая с горизонта «Окраина», по-видимому, собирается возникнуть вновь. Ее редактор Петухов состоит членом городского управления…». Однако же газете так и не суждено было воскреснуть.
Небезынтересно, что в том же самом номере «Туркестанских ведомостей», где была помещена предыдущая заметка, опубликован отчет об открытии в Самарканде женской гимназии. Выступая там на торжественном собрании, генерал-губернатор Туркестанского края С.М. Духовской, перечислив многие достижения областного центра, посетовал, что городу «не достает еще, впрочем, органа гласности – собственной газеты. Бежавшая из негостеприимного Самарканда первая частная газета в крае – «Окраина» – может быть, встретила бы теперь более благоприятную почву для своего существования».
Лишь десятилетие спустя, с 1 мая 1904 года, начала издаваться в древнем городе вторая газета – «Самарканд» (под таким название выходит издание и в наши дни), деятельность которой носила ярко выраженный революционный характер. За слишком смелые антиправительственные публикации издание это неоднократно закрывалось властями, но, изменяя свои названия («Новый Самарканд», «Русский Самарканд», «Зеравшан»), продолжало свое существование целое десятилетие, вплоть до 1913 года. Уже осенью 1905 года во время народных волнений глава Самаркандской области докладывал туркестанскому генерал-губернатору, что газета эта «первоначально стала издаваться на средства бакинского (на самом деле тифлисского. – Р.Н.) купца – армянина Демурова. В скором времени во главе ее стал дворянин Михаил Владимирович Морозов, и с этого момента она стала приобретать все более революционный оттенок».
В ноябрьском номере «Самарканда» того же года сам Морозов писал, что эта газета была мечтой «местных русских людей. Но осуществить эту мечту удалось лишь благодаря отзывчивости местного армянского священника (Рубена Бекгульянца. – Р.Н.), нашедшего живой отклик в К.Х. Слиянове, который вложил в это дело свои личные средства и средства своего доверителя Г.И. Демурова, сказавшего, что выйдя из среды народа, он горд и счастлив служить этому народу, чем умеет». Более того, продолжал редактор, оба армянских коммерсанта – Демуров и Слиянов – «не ограничились изданием хорошего слова, но и первые (во всем Туркестанском крае. – Р.Н.) откликнулись на хорошее дело, введя сначала девяти, а затем и 8-часовой рабочий день».
Этим демократические реформы в типографии газеты не окончились – там согласились бесплатно лечить рабочих, и платить им месячное жалованье за время болезни, вежливо обращаться с рабочими и не увольнять их без особо важных причин, в случае же увольнения выплачивать жалованье за один месяц вперед и т. п. Смелый тон и бесстрашие издателей и редакторов газеты озадачивали и поражали ее читателей даже и в Европейской России. Премьер-министр империи П.А.Столыпин, отвечая на реплику английского журналиста, заявившего, что в России нет свободы печати, резонно заметил: «А вы познакомьтесь с газетой «Самарканд», почитайте, как она свободно пишет».
В эти же годы некоторое время в Самарканде печаталась и другая, менее воинственная – либеральная по своему характеру – газета «Русская окраина». Но и ее век был короток. Появлялись тогда же и вскоре бесследно исчезали иные городские издания.
Популярный в то предреволюционное время журналист А.Шапров посвятил жизни города цикл статей, опубликовав их в ташкентской газете «Туркестанский курьер» под заглавием «Самаркандские наброски». В одной из них, обозревая историю местной прессы, он писал: «…Вышла газета «Заря Туркестана», но через полтора месяца закрылась, как и все прочие в этом городе. И глубоко, в сонной тишине своей хранит Самарканд свою тайну, почему не может в нем существовать своя газета. Да, город-сфинкс, полный самых очевидных противоречий. Двадцать лет тому назад в нем издавалась газета, восемь лет тому назад существовали две газеты: «Самарканд» и «Русская окраина». И только теперь, когда город расширился, когда население его значительно возросло, когда жизнь течет таким усиленным темпом и развертываются огромные мировые события, в которых наше отечество играет первостепенную роль, у нас нет газеты»…
Лишь после советизации Туркестанского края и придания Самарканду статуса столичного города газетное дело здесь было поставлено на прочную государственную основу…
Рубен НАЗАРЬЯН