Ташкент не может опомниться от спектакля «12» в Большом театре. Никита Михалков лишний раз всем доказал, что он просто великий.
-Постановка потрясающая во всех ее составляющих, включая сюжетное и текстовое наполнение пьесы; потрясающую сценографию на основе замызганного спортзала; музыку Эдуарда Артемьева, которая пронзает своим мелодично-грустным лиризмом все душевные окончания; поразительными флешбэками из детства подсудимого в Чечне и сценами, где он находится в камере, ожидая решения присяжных; и, наконец, лезгинка в финале в исполнении юных пацанов-артистов детского ансамбля «Амцабз».
Согласимся, ведь это тоже счастье – увидеть восхитительную театральную постановку в подаче блистательных народных артистов России Николая Бурляева, Сергея Степанченко, заслуженного артиста России Владимира Долинского и других исполнителей, — актерского состава высочайшего класса.
12 «разгневанных мужчин» и давным-давно забытая гражданская позиция в страстных монологах-размышлениях представителей всего среза общества, включая бомбилу-ксенофоба, интеллигентов разной степени вшивости и директора кладбища, который обдирает покойников, а на вырученные деньги строит школу для сельских ребятишек – на одном трехчасовом дыхании. А в самом центре бурной дискуссии — задумчивый и молчаливый офицер, ветеран боевых действий на Северном Кавказе, а ныне художник-любитель и старшина присяжных в исполнении Никиты Михалкова.
Они решают проблему совершенно чужого им существа, совсем еще ребенка, и почти все готовы потратить на это десять минут и разойтись в полной уверенности, что сыграли в правосудие.
«Все в обойме» и «Не может русский человек по закону жить. Скучно ему. В законе ничего личного нет, а русский человек без личных отношений – пустоцвет» — ключевые фразы пьесы. И невольно подхваченная мысль: а разве только русский человек, — вспоминая слоган одноименного фильма: «Для всех и про каждого…»
Два минувших дня ломаю голову и над цитатой некоего Б.Тосья о законе и милосердии, с которой начинается действие. Так и не выяснил – кто такой этот Тосья. Похоже, что это михалковское «ружье на стене», которое так и осталось висеть в воздухе.
И еще одно впечатление: исключительная атмосфера царила в зрительном зале на протяжении четырех часов, включая церемонию открытия, потрясающее выступление легендарного Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной и, конечно, сам спектакль.
Приятно и то, что Никита Сергеевич совсем не выглядел утомленным ташкентским солнцем – не иначе, ведь знаменательное событие состоялось, а новый международный культурный проект «Русские сезоны» в этот день получил свое начало в Узбекистане, обещая зрителям концерты, спектакли, кинопоказы с участием деятелей российской культуры в течение всего года.
Славная дягилевская традиция продолжается.