18+
28 Марта 04:14
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Немцы кричали узбекам: Рус! Сдафайс!

Под Волгоградом, в Клетском районе,  бережно хранят память о бессмертном подвиге солдат-узбеков, отдавших жизнь в бою с фашистами в далеком и грозном 1942-ом.

Вот отрывок из книги “Официальные награды и символы Царицына-Сталинграда-Волгограда», вышедшей в прошлом году.

“Изумителен подвиг интернационального взвода, которым командовал лейтенант М. Н. Кабрибов. Взводу было приказано подавить вражеский дзот и одолеть высоту 115,2. Ползком приблизились к дзоту, держа впереди вещмешки с песком, забросали ими амбразуру. Четверо суток штурмовали высоту и заняли ее. От взвода осталось 11 человек – узбеки Абдурахман Ирданов, Диар Ахмедов, Сапсар Пойзиев, Нармурад Хаитов, Сайтер Морданов, Худсейкул Мусаев, Бахрим Аликбеков, Сабир Тленов, Тамель Хузин, казах Бабяр Гайаров и командир храбрецов азербайджанец Михаил Кабрибов.

Фашисты попытались вернуть обратно потерянную высоту, но каждый раз с большими потерями откатывались обратно. Высота была в наших руках, ее стойко обороняли советские воины. Когда гитлеровцы бросились в новую атаку, и их число достигло 300, Кабрибов смело скомандовал: “На каждый штык приходится 30 немцев. Кто боится, пусть сейчас выходит из строя!”.

Ни один боец не двинулся с места. “Умрем, но не отступим!” – сказали они. Когда были расстреляны патроны, смельчаки стали действовать штыком и прикладом. Ими было истреблено более 120 оккупантов. Девять героев погибли в рукопашной борьбе, лейтенант был ранен. Жив был и Абдурахман Ирданов.

Навеки эта земля получила по решению Облсовета официальное название “Высота 11 героев Востока”. Они на русской земле защищали родные республики, необъятную Советскую Родину.

8

Новые детали добавляет официальный сайт администрации Клетского района: “17 сентября 1942 года противник силою роты обошел с фланга подразделения дивизии, оборонявшиеся у хутора Староклетский на высоте 115,2. Таяли ряды защитников, кончались боеприпасы. Когда фашисты бросились в очередную атаку, оставшиеся в живых герои вступили в рукопашную схватку. Пали в бою одиннадцать героев-комсомольцев. Родина посмертно наградила орденом Ленина лейтенанта М. Кабрибова и орденом Красного Знамени десять воинов-героев. В 1969 году стало известно, что М. Кабрибов и А. Ирданов остались живы. В 1972 году в день 30-летия освобождения станицы Клетской, они впервые встретились после войны.”

А это отрывок из литературно-художественного иллюстрированного журнала “Отчий край” за 2005 год,  статья называется “Клетский плацдарм”, автор Виктор Иванович Тимофеев.

“В восьми километрах от Клетской на берегу Дона расположен хутор Староклетский; в 1942 году на горе, в километре от хутора, разгорелся бой. Враг отступил. Но ненадолго. Не могли немцы смириться с потерей выгодного рубежа. Это знали все, и прежде всего одиннадцать человек, закрепившихся на высотке. Ими командовал высокий черноглазый азербайджанец лейтенант Михаил Кабрибов. У солдат еще не просохли гимнастерки после штурма, и опять команда: “Приготовиться!” Немцы выползали из-за бугра.

– Пли! – махнул рукой Кабрибов. Дружный залп уложил насмерть первые ряды наступающих.

Дым застилал глаза. Целый час без передышки длилась перестрелка. Вот несколько немцев подползли совсем близко, и в наши окопы полетели гранаты. Сайхару Пайзиеву и Нармураду Хаитову удалось перехватить их и швырнуть обратно. И вдруг – тишина. В разгар боя тишина всегда кажется страшной, обманчивой. Нет больше патронов. Затихли и немцы. Но быстро сообразили, почему прекратился огонь. Стали орать:

– Рус! Сдафайс!

– В рукопашную! – скомандовал Михаил Кабрибов и первым схватился с фашистами.

Десять храбрых молодых людей разных национальностей были представлены к правительственным наградам, а Михаил Кабрибов – к званию Героя Советского Союза. Все посмертно.

Но, к великому счастью, Михаил Кабрибов остался жив. С простреленным горлом он в бессознательном состоянии попал в плен. Бежал оттуда, надеясь попасть к своим. Обессилевший, ночью добрался до украинского села Старобешево Донецкой области. Вот окно крайней хаты. Стучать? А если дверь откроет недруг? Решился.

Дверь отворила хозяйка Пелагея Петровна Борлова и ахнула. Спрятала юношу-азербайджанца от недоброго глаза. Помогла Михаилу встретиться с несколькими советскими военнослужащими, которых скрывали другие жители села. Немцы догадывались, что в Старобешево действует подполье: на улицах села стали появляться листовки и воззвания. Сочиняли их скрывающиеся воины, а переписывал юный житель села Петр Константинович.

21-21

Немецкий прихвостень староста все-таки выследил Кабрибова. И снова лагерь, пытки, голод, ожидание смерти.

Пелагея Петровна снова спасла Михаила, подкупив старосту. Летом 1943 года Кабрибов перешел линию фронта. Очутился у своих. После короткого отдыха – снова в бой.

Случилось так, что рота Кабрибова первой ворвалась в Старобешево, и он побежал к женщине, которую стал считать своей второй матерью. В послевоенное время они встречались ежегодно. Она часто ездила к нему в Баку. Указом Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР Пелагея Петровна Борлова за мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны в тылу при спасении бежавшего из немецкого плена раненого советского офицера, награждена Почетной грамотой.

Михаил Нафталиевич часто бывал в Клетской. И в каждый свой приезд в первую очередь спешил на “свою” высоту 115.2.».

 

Эрик Ханымамедов,

Волгоград

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности