В канун главного православного праздника на вопросы читателей ответил руководитель социального отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии, иерей Сергий АЛАХТАЕВ.
— Много ходило разговоров о том, что Православная Церковь стала различать людей на прихожан и «захожан», не могли бы вы разъяснить этот термин?
— Прихожане — это те люди, которые, по большому счету, живут церковной жизнью, участвуют в таинствах Церкви, стараются как-то помогать приходу по мере своих сил или профессиональных способностей. Одним словом, это те, кому не безразличен храм, кто дорожит общением с Богом, кто может помочь, например, в работе социального отдела.
Термин «захожане» употребляется, в большей мере, в народной среде. Как правило, «захожане» — это люди, которые крайне редко приходят в храм — в основном, только на такие большие праздники, как Рождество Христово, Крещение Господне и Пасха. И посещение храма Божиего для таких людей ограничивается только возжиганием свечей перед иконами и, в лучшем случае, совершением нескольких молитвословий. Совершив некий ритуал примерно за 10-15 минут и оставив энную сумму пожертвования в кружке, человек дальше стремглав летит по своим делам. То есть «пришел и ушел». Надо еще отметить, что так называемые «захожане», к сожалению, совершенно не участвуют в жизни прихода.
— Если человек хочет, он для всего найдет время, но бывает так, что он действительно не успевает регулярно посещать утреннюю или вечернюю службы. Как быть в такой ситуации? Есть ли правило, сколько раз в неделю надо приходить в храм?
— Церковь никогда не требует от человека невыполнимого. Задача православного христианина — это вычитывание утренних и вечерних молитв дома, как правило, это занимает не более 15 минут, посещение Богослужения в субботу вечером и воскресенье утром по заповеди Божией — «Шесть дней работай, седьмой день посвяти Богу», а также обязательное посещение церковных служб во время Великих и Двунадесятых праздников. И, конечно же, как минимум, четыре раза в год необходимо исповедоваться и причащаться.
Для очень занятого человека, конечно, не обязательно каждодневное посещение службы, но если он успевает потрудиться и посетить храм Божий, в этом нет ничего плохого.
И еще очень важно, на мой взгляд: все это нужно делать с большим желанием, любовью и верою в Бога. Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы…» Вот над чем надо задуматься…
— Приходилось слышать ворчание некоторых людей, что они, дескать, долго чего-то просили, а не дождавшись или не получив этого, разуверились. Я говорю о тех, для кого вера основана лишь на чудесах. Что бы вы могли сказать им?
— «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения (чудес — прим. ред.)», — говорится в Евангелии от Матфея (глава 12, стих 39). Человек, который действительно верит в Бога, верит в Его Божественный Промысел, никогда не разуверится, не получив того, что просил в своих молитвах.
Святые отцы прошлых веков убеждают нас, что если мы что-то в данный момент не получаем от Бога, то, значит, это может быть не полезно для нас и для нашего спасения. Надо смириться и с терпением ожидать того момента, когда Господь сделает именно то, что полезно для нас. Вспоминается народная мудрость: «Человек предполагает, Бог располагает!» И когда есть это понимание, то на душе становится легко. Надо верить в Промысел Божий.
— Расскажите о некоторых правилах посещения православного прихода. Есть ли обязательное количество свеч, которые должен поставить христианин, и икон, которым он должен поклониться? Или это происходит по велению души?
— Нужно правильно понимать, что свеча — это жертва, которую приносит человек Богу. Никаких предписаний по поводу количества свечей, которые должен поставить верующий, Церковь не делает. Это может быть одна свеча, а может 5, 10 или 15. Самое главное, чтобы эта жертва была совершена в сочетании с милостью, то есть с благоговейным чувством, со страхом Божием.
Существует в нашей Церкви благочестивая традиция: заходя в храм, человек подходит сначала к иконе праздника, которая всегда располагается на центральном аналое, затем прикладывается к иконе Спасителя — Господа Иисуса Христа (или к Распятию), затем к иконе Пресвятой Богородицы, послужившей орудием в тайне Боговоплощения. А уже потом человек может приложиться к иконам других почитаемых святых угодников Божиих.
— Какие существуют правила заказа молебнов о здравии и об упокоении? Что такое сорокоуст, и в каких случаях он необходим. Как часто можно заказывать?
— В Православной Церкви есть простые записки и заказные записки о здравии и об упокоении, а также записки на молебен. Суть простых записок заключается в том, что имена, вписанные в них, поминаются дважды — на Литургии и на молебне либо на панихиде (если речь идет об упокоении душ усопших).
Если человек подает заказные записки, то за имена, которые указаны в них, вынимаются частички из просфоры, которые в конце Богослужения погружаются в Чашу с Кровью Христовой со словами молитвы: «Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся кровью Твоею Честною, молитвами Святых Твоих». Заказные записки, таким образом, прочитываются трижды — на Проскомидии, во время Литургии и на молебне или на панихиде.
Записки на молебен подаются в честь Самого Господа, либо Божией Матери, либо какого-то святого угодника Божия. Например, человек может подать записку на молебен святому великомученику и целителю Пантелеимону об исцелении от той или иной болезни. А если в семье, например, долго не могут родить ребенка, можно заказать молебен Матроне Московской.
Требы-сорокоусты, как правило, заказываются и о здравии, и об упокоении на сорок дней. Ограничений в количестве заказов сорокоустов нет. Сегодня верующим предлагается также поминание о здравии и об упокоении на полгода и на год.
— Разумеется, люди, отмечающие раз в году Воскресение Христово выпечкой, не могут называться настоящими христианами. Номер нашей газеты выходит накануне праздника и во время Великого поста, быть может, еще не поздно в эти дни что-то в себе поменять?
— Конечно, нет. Главное — начать изменяться. Однако, прежде всего, нужно осознать свою греховность и покаяться пред Господом с намерением больше не совершать грехи, которые удаляют нас от Бога. Иоанн Креститель восклицает: «Сотворите достойные плоды покаяния» (Лк. 3:8).
До тех пор, пока мы совершаем грехи, мы являемся их рабами, а не сынами Божьими. А потому нам крайне важно освободиться от оков этого рабского ига, чтобы однажды, облачившись в брачную (чистую, негреховную) одежду, испытать радость от пребывания в Царстве Небесном.
Источник — еженедельник «На досуге»