18+
09 Ноября 07:02
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Нового Авиценну на Восток прислал Ленин

Исполнилось 153 года Владимиру Ленину. Именно он прислал в Ташкент  Михаила Захарченко,  который создал первый в Средней Азии медицинский факультет и начал выпуск местных врачей.

Нового Авиценну на Восток прислал Ленин

Захарченко к тому времени считался признанным авторитетом. У него за спиной были Московский университет, практика в Туле и в белокаменной, монография “Сосудистые заболевания мозгового ствола”, лечение раненых в Первую мировую.

Октябрьскую революцию Михаил Алексеевич встретил настороженно, но в целом принял-сам был из бедной семьи. В конце 1918 года его пригласили в Наркомат здравоохранения и сделали неожиданное предложение: с группой медиков выехать в Ташкент (знаменитый «поезд науки» по указанию Владимира Ленина) и занять должность заведующего кафедрой нервных болезней медицинского факультета в новом университете. Кафедру, правда, предстояло ещё только организовать, и эту трудную задачу должен был взять на себя именно Захарченко.

Михаил Алексеевич согласился не раздумывая, и 19 февраля 1919 года эшелон с врачами, оборудованием и медицинской библиотекой отправился в далёкий Ташкент.

Создать факультет, призванный готовить врачей практически на пустом месте, да ещё в столь короткий срок – задача неимоверно трудная. Необходимо было получить помещение, разместить в нем кафедры, начать прием студентов. Остро стоял вопрос с медицинским оборудованием, не хватало материалов и специальной литературы. Тем не менее, 1 сентября 1920 года Захарченко докладывает о готовности кафедры нервных болезней к приёму студентов.

Одновременно Михаил Алексеевич работает над организацией Туркестанского научного медицинского общества, председателем которого он стал. Целью была разработка новых методов борьбы с местными заболеваниями и обобщение врачебной практики в крае. Через два года профессор Захарченко создает «Туркестанский медицинский журнал» и становится его первым главным редактором.

Михаил Алексеевич был прекрасным оратором, читал лекции ярко, образно, доступным для слушателей языком. По свидетельствам коллег, выступления ученого поражали и восхищали слушателей.

Вспоминает один из первых его учеников, впоследствии профессор Д. К. Богородинский.

 Будучи студентом он подрабатывал медбратом, затем лаборантом на кафедре нервных болезней. На всю жизнь запомнил Дмитрий Константинович первую встречу со своим учителем и его слова: «Молодой человек! Если мотивом вашего интереса к неврологии является желание в последующем хорошо зарабатывать и хорошо жить, то вы не туда пришли! Нервные больные зачастую парализованы, не могут сами работать, а следовательно, не способны и оплачивать труд врача! Хорош заработок у стоматолога, гинеколога, уролога и отоларинголога. Хорошо подумайте о выборе своей специальности”.

Основная проблема для студентов 20-х годов была острая нехватка специальной литературы, и Михаил Алексеевич решил сам написать учебник нервных болезней.  Пять лет продолжалась работа над книгой, ставшей настоящим бестселлером в психиатрии благодаря простому, доступному и яркому языку. В основу учебника, вышедшего в Москве в 1930 году, легли лекции, прочитанные профессором в студенческих аудиториях.

Нового Авиценну на Восток прислал Ленин

В том же году выходит второй том монографии “Сосудистые заболевания мозгового ствола”. Она до сих пор служит настольной книгой каждого врача-невропатолога. Один из описанных в монографии признаков называется во все мире синдромом Валленберга-Захарченко.

Учебник Михаила Алексеевича стал не только его гордостью, но и причиной неприятностей.

В 1939 году завистники, которым была нужна его должность, обвинили профессора том, что он, якобы, протащил в свою книгу “идеи расизма”. Захарченко отстраняют от заведования кафедрой, и он вместе с женой Еленой Андреевной покидает узбекскую столицу. Как оказалось, навсегда.

Война застала Захарченко в Ессентуках, где он снова лечит раненых, эвакуирует их в глубь страны.

С приходом немцев Михаил Алексеевич перешел на подпольное положение. Профессор укрывал солдат, проводил операции, используя заранее припрятанные медикаменты и перевязочный материал. По подозрению в связях с партизанами его допрашивал сам начальник местного гестапо Пфайффер. Но железная выдержка и превосходное знание немецкого языка спасло Захарченко.

Умер Захарченко, как говорится, на боевом посту. После обхода в хирургическом отделении городской больницы прилёг отдохнуть на диван и больше не проснулся. Случилось это 8 апреля 1953 года.

Несколько тысяч человек, приехавших проститься с ним из всех курортных городов Кавказских Минеральных Вод, шли за гробом мэтра.

В Ташкенте для Захарченко не нашлось места даже для мемориальной доски…

Нового Авиценну на Восток прислал Ленин

Основатели медицинского факультета ТашГУ. Третий справа во втором ряду М. А. Захарченко.

Владимир ФЕТИСОВ

 

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности