В ташкентской епархии состоялась конференция, посвящённая 150-летию со дня рождения выдающегося ученого и педагога Александра Шмидта.
Александр Эдуардович Шмидт навсегда остался в научном мире, блестящий знаток ислама, мусульманского права, арабского языка и литературы.
Он был родом из семьи военного врача в Астрахани. Гимназию с золотой медалью закончил в Тбилиси, продолжил учебу на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета.
С молодости свободно владел французским, английским, немецким, испанским, итальянским, голландским, арабским, персидским, турецким, будучи в Ташкенте, выучил и узбекский.
Шмидт успел громко заявить о себе еще до революции. В 46 лет (1914 г.) А. Шмидту была присвоена ученая степень магистра арабской словесности. Диссертация называлась «Абд ал-Ваххаб-ашШараний и его «Книга рассыпанных жемчужин». Эта работа считается классикой в исламоведении. Шмидт был награжден орденами Анны 2-й степени и Станислава 2-й степени с присвоением чина старшего советника.
После революции судьба связала Александра Эдуардовича с Ташкентом. Уже в середине 1918 года он участвовал в совещание по вопросу об организации Ташкентского университета. Вошел в правления нового заведения и в апреле 1920 избирается профессором Восточного института в Ташкенте, который создавался одновременно с университетом, а в декабре 1920 года становится его ректором.
«Поезд науки», 10 апреля 1920 года. Добирался из Москвы до Ташкента через разруху и гражданскую войну 52 дня. Им руководил Александр Шмидт, привезший 90 преподавателей с семьями и с научным оборудованием.
С конца 1920 года и до середины 1921 года он являлся деканом историко-филологического факультета Туркестанского
университета, а затем Восточного факультетов и заместителем ректора Среднеазиатского университета. В этом институте он читал лекции по исламоведению, мусульманскому праву, мусульманской истории, арабской литературе и арабскому языку.
Ученый также состоял членом Совета Туркестанского комитета по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы. А.Э. Шмидт лично побывал в, частности, в Бухаре и Туркестане.
В июле 1923 года руководил доставкой из Уфы Корана Османа в Ташкент. Это, между прочим, было личным указанием Ленина. Рукопись везли в бронированном вагоне и в специальном футляре. Эшелон сопровождала вооруженная охрана.
В феврале 1926 года Александр Эдуардович был избран член-корреспондентом АН СССР по разряду восточной словесности отделения исторических наук и филологии.
Шмидт не избежал репрессий. Сначала его практически лишили преподавания. К 1930 г. у Александра Эдуардовича остался всего один курс — «Арабские элементы в узбекском языке». Оклад его составлял 50 рублей в месяц, что соответствовало зарплате уборщицы.
Неблагодарные большевики отправили его в ссылку в Алма-Ату. Вернувшись в узбекскую столицу, он устроился на должность ученого консультанта в Государственную публичную библиотеку. Условия работы там оставляли желать лучшего: помещение не отапливалось из-за нехватки дров. В январе 1938 г. Шмидт обморозил руки и ноги, а летом его арестовали в третий раз, обвинили в шпионаже в пользу Германии и выпустили на свободу сломленным и больным. Он умер в 68 лет через две недели в хирургии мединститута имени Молотова.
Ученый похоронен на Боткинском кладбище.