18+
04 Апреля 18:03
Онлайн карта распространения коронавируса
Онлайн карта распространения коронавируса
Открыл миру орнамент Востока

В этом году исполнилось 135 лет со дня рождения Бориса Денике, автора капитального труда «Искусство Востока», увидевшей свет в 1923 году.

Борис Петрович был родом из Казани, закончил историко-филологический факультет местного университета. Совершенствовал свои знания в Германии. В 1914 г. он получил степень магистра, в 1918-ом был уже профессором.

В 1925 году назначается  директором Музея восточных культур в Москве (сегодня — Государственного музея искусства народов Востока).

Интерес к Востоку у Денике прорезался еще в 1916–1917 гг. под влиянием  замечательных открытий, сделанных экспедициями А. Лекока и С.Ф. Ольденбурга в Восточном Туркестане.

На первых порах он изучал памятники архитектуры и прикладного искусства Булгар и Золотой Орды, отдельных произведений восточного искусства из музейных собраний Казани.

В 1923 г. вышла из печати ставшая широко известной его книга «Искусство Востока» – «первая на русском языке книга,

автор которой поставил своей целью познакомить отечественного читателя с историей искусства средневекового мусульманского Востока во всем многообразии его видов и жанров» (Веймарн Б.В). В этой работе должное внимание было уделено и художественному наследию народов Средней Азии.

В 1927 г. увидела свет научно-популярная книга «Искусство Средней Азии», при написании которой Борис Петрович

исходил из того, что «чем глубже и шире развернется работа по его (искусству Средней Азии) изучению, тем яснее будут его особенности, все то своеобразное, что в нем заложено».

В 1926–1928 гг. под руководством Бориса Петровича состоялись три среднеазиатских экспедиции Музея восточных культур, оставивших глубокий след в истории изучения памятников древности Средней Азии, особенно на юге Узбекистана. Была заложена, в частности, прочная основа изучения памятников  древнего Термеза и его округи.

Трудами экспедиции были введены в научный обиход такие значительные памятники, как остатки буддийского культового

центра (пещерного монастыря) Кара-тепе, цитадель Термеза домонгольского времени, руины дворца термезских правителей ХІ–ХІІ вв. с замечательным резным штуковым декором.

Изучению последнего Борис Петрович посвятил несколько публикаций: «Резная штуковая степная декорация

в Термезе» (1928), «Изображения фантастических зверей в термезской резной декорации» (1930), «Резная декорировка

здания, раскопанного в Термезе» (1939) и др.

В 1939 г. был издана капитальная работа Бориса Петровича Денике «Архитектурный орнамент Средней Азии», явившая

собою «лучшее исследование в этой области» (JI.И. Ремпель). В форме и содержании этого орнамента Борис Петрович

видел оригинально-своеобразное и во многом неповторимое явление мировой художественной культуры, отнюдь не воспроизводившее механически архитектурный декор соседних с Средней Азией стран Востока, ибо народы среднеазиатского региона творчески воспринимают культурное влияние других восточных стран и, в свою очередь, вносят «немалый вклад в культуру народов других стран, например, Китая и Ирана».

Борис Петрович был одним из первых, кто обратил особое внимание на общность древних традиций прикладного искусства народов Средней Азии и на зависимость форм этого искусства от оседлого и кочевого образа жизни.

Справка: Всесторонним изучением памятников архитектуры городов Узбекистана занимались целая плеяда представителей российской диаспоры — Н.Б. Бакланов, Н.М. Бачинский, М.С. Булатов, Б.В. Веймарн, Л.Н. Воронин,Г.А. Гаганов, Б.П. Денике, С.М. Дудин, Б.Н. Засыпкин, Е.А. Давидович, П.Е. Корнилов, К.С. Крюков, В.А. Лавров, Л.Ю. Маньковская, М.Е. Массон, Б.М. Никифоров, В.А. Нильсен, Ноткин И.И., В.И. Пилявский, А.К. Писарчик, Г.А. Пугаченкова, Л.И. Ремпель, А.А. Семенов, В.А. Шишкин, Ю.Н. Алескеров.

Проблемы искусствоведения разрабатывали Г.А. Пугаченкова, Л.И. Ремпель, Б.Я. Ставиский, Э.В. Ртвеладзе, О.А. Сухарева, С.М. Круковская, Г.Н. Чабров, Б.В. Веймарн, Р.X. Такташ

Василий Костецкий, Ташкент

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*