В ноябре исполнилось 175 лет со дня рождения Николай Остроумова. И совершенно напрасно, что этот юбилей не был никак отмечен на официальном уровне, но только общественностью-клубом «Наше родословие».
Николай Петрович был первым русским просветителем края, который с большим сочувствием и доброжелательностью относился к местному народу.
Именно Остроумов был одним из тех, кто заложил основы современного образования. Он был создателем смешанных русско-туземных школ, Ташкентской учительской семинарии, директором мужской гимназии, подменял отца Керенского на посту главного инспектора всей системы образования края.
Ученики и сподвижники Остроумова стояли у открытия Ташкентского университета, других его вузов, заложили модель современного литературного узбекского языка, составили его первые словари, стали профессорами и академиками уже в советское время.
Остроумов стоял у истоков узбекской журналистики, будучи редактором первой краевой газеты на узбекском языке — «Туркистон вилоятининг газети», где начинали свой путь Кадыри, Авлоний, Айбек, многие джадиты, которых нынче почитают «честью и совестью».
Остроумов-пример человека, сделавшего себя сам. Он был родом из тамбовского села Сасово, из семьи священника. Рос без рано умершей матери у бабушки. Закончил Тамбовскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию. И тут был замечен в стремлении к науке, решилась его судьба.
Выдающийся арабист, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, профессор Николай Ильминский рекомендовал его генерал-губернатору Туркестанского края Константину Кауфман, который был озабочен школьным образованием среди инородцев. Остроумов подошел идеально — после миссионерского отделения он хорошо знал арабский, персидский и татарский языки, исламское вероучение.
Остроумов был человеком широких интересов и глубоких знаний, неизменно стремился к новому, создавая вокруг себя поле притяжения талантов.
Вместе с будущим академиком-востоковедом Василием Бартольдом он был организатором Туркестанского кружка любителей археологии, научно-общественного объединения местных краеведов. Долгие годы Остроумов был и его руководителем.
Николай Петрович буквально на голом месте неутомимо «утрамбовывал» фундамент будущей науки о Средней Азии. И любой современный исследователь в области туркестановедения понимает, кем и когда была заложена эта платформа.
Достаточно привести один пример. Перу Остроумова принадлежит труд «Сарты»-первое исследование местного городского населения, тех людей, которых впоследствии назовут узбеками и таджиками. Пройти мимо этой книги нельзя и сегодня.
В Туркестане сын сельского священника вырос до потомственного дворянина, усыпан государственными наградами, был советником у всех без исключения генерал-губернаторов края. Лучше его никто не знал эти земли и этот народ.
Понятно, что советской власти такие люди были не нужны. Но Остроумов не покинул Ташкент даже когда сняли с должности его зятя Малицкого, первого выборного мэра столицы.
Просветитель оставил после себя воспоминания, которые готовит к публикации известный историк Юрий Флыгин. Он же воскресил имя Остроумова после падения советской власти, организовал при епархии проведение Остроумовских чтений, выпустил книгу, посвященную выдающемуся просветителю.
Умер Остроумов 17 ноября 1930 года в возрасте 84 лет. До последних дней он сохранял живость ума, здравость суждений. Похоронен в Ташкенте на старом русском Боткинском кладбище.
Это имя стоит в первом ряду русской диаспоры Узбекистана.
На фото: 1. Портрет Остроумова. 2. Остроумов со студентами Казанской Духовной академии. 3. Остроумов с женой, Ольгой Дмитриевной. 4. Остроумов с группой чиновников, в центре генерал-губернатор Д.Суботич.
Шредер. Теперь знаем о Николае Остроумове.
Хорошо было бы, если рассказали как искореняли рабство в Туркестане 150 лет тому назад.
Лет 5-6 назад довелось читать в каком-то сборнике большую статью упомянутого историка Ю.Флыгина. Точное название уже не помню, суть про влияние России на Среднюю Азию. Вот там был и интересный раздел про уничтожение рабства. И вообще, статья хорошая, все четко и конкретно, по существу.