Сегодня исполнилось 95 лет со дня смерти Николай Остроумова. Это имя будет всегда сверкать в истории Туркестана, русской диаспоры.

Николай Петрович был первым русским просветителем края, который с большим сочувствием и доброжелательностью относился к местному народу.
Именно Остроумов был одним из тех, кто заложил основы современного образования. Он был создателем смешанных русско-туземных школ, Ташкентской учительской семинарии, директором мужской гимназии, подменял отца Керенского на посту главного инспектора всей системы образования края.
Ученики и сподвижники Остроумова стояли у открытия Ташкентского университета, других его вузов, заложили модель современного литературного узбекского языка, составили его первые словари, стали профессорами и академиками уже в советское время.
Остроумов стоял у истоков узбекской журналистики, будучи редактором первой краевой газеты на узбекском языке — «Туркистон вилоятининг газети», где начинали свой путь Кадыри, Авлоний, Айбек, многие джадиты, которых нынче почитают «честью и совестью».
Остроумов-пример человека, сделавшего себя сам. Он был родом из тамбовского села Сасово, из семьи священника. Рос без рано умершей матери у бабушки. Закончил Тамбовскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию. И тут был замечен в стремлении к науке, тут решилась его судьба.
Выдающийся арабист, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, профессор Николай Ильминский рекомендовал его генерал-губернатору Туркестанского края Константину Кауфман, который был озабочен школьным образованием среди инородцев. Остроумов подошел идеально — он хорошо знал арабский, персидский и татарский языки, исламское вероучение.
Остроумов был человеком широких интересов и глубоких знаний, неизменно стремился к новому, создавая вокруг себя поле притяжения талантов.
Вместе с будущим академиком-востоковедом Василием Бартольдом он был организатором Туркестанского кружка любителей археологии, научно-общественного объединения местных краеведов. Долгие годы Остроумов был и его руководителем.
Николай Петрович буквально на голом месте неутомимо «утрамбовывал» фундамент будущей науки о Средней Азии. И любой современный исследователь в области туркестановедения понимает, кем и когда была заложена эта платформа.
Достаточно привести один пример. Перу Остроумова принадлежит труд «Сарты»-первое исследование местного городского населения, тех людей, которых впоследствии назовут узбеками и таджиками. Пройти мимо этой книги нельзя и сегодня.

В Туркестане сын сельского священника вырос до потомственного дворянина, усыпан государственными наградами, был советником у всех без исключения генерал-губернаторов края. Лучше его никто не знал эти земли и этот народ.
Понятно, что советской власти такие люди были не нужны. Но Остроумов не покинул Ташкент даже когда сняли с должности его зятя Малицкого, первого выборного мэра столицы.
Просветитель оставил после себя воспоминания, которые готовит к публикации известный историк Юрий Флыгин. Он же воскресил имя Остроумова после падения советской власти, выпустил книгу, посвященную выдающемуся просветителю.
Умер Остроумов 17 ноября 1930 года в возрасте 84 лет. До последних дней он сохранял живость ума, здравость суждений. Похоронен в Ташкенте на старом русском Боткинском кладбище.
Это имя стоит в первом ряду русской диаспоры Узбекистана.

На фото: 1. Портрет Остроумова. 2. Остроумов со студентами Казанской Духовной академии. 3. Остроумов с женой, Ольгой Дмитриевной. 4. Остроумов с группой чиновников, в центре генерал-губернатор Д.Суботич.


Шредер. Теперь знаем о Николае Остроумове.
Хорошо было бы, если рассказали как искореняли рабство в Туркестане 150 лет тому назад.
Лет 5-6 назад довелось читать в каком-то сборнике большую статью упомянутого историка Ю.Флыгина. Точное название уже не помню, суть про влияние России на Среднюю Азию. Вот там был и интересный раздел про уничтожение рабства. И вообще, статья хорошая, все четко и конкретно, по существу.