Мы простились с военным капелланом отцом Михаилом Васильевым, убитым на Херсонщине. Но православный служитель не ушел без последнего слова.
Буквально накануне он выступал в прямом эфире телеканала «Спас» и по-военному прямо посоветовал женщинам больше рожать, «ребёночек будет не один и будет не так больно и страшно с ним расставаться», если придётся.
Антицерковные и нецерковные Telegram-каналы разнесли этот фрагмент эфира, превращая его в мем и поливая капеллана, а заодно и в очередной раз Церковь самой изощрённой грязью.
А батюшка на самом деле сказал о том, о чём у него сердце болело. Сам отец шестерых детей, горячо любящий Бога и Россию, очень сильный даже физически, он страдал не от наших военных поражений или потерь, когда такие случались, а от безбожия нашего.
От того, что мы не умеем и не хотим строить семьи, рожать и растить детей, что мы разучились быть счастливыми, многодетными, сильными. Что нам морочат голову армии бесов: от повёрнутых головой либералов до манипулирующих нами соцсетей и извращенцев, ослабляя нас и нашу страну. А Россию отец Михаил очень любил.
И он — пусть по-своему (и не все сразу примут) — сказал то, о чём сам страдает: о том, что Россия и без войны умирает. Потому что рожать и жить ради ближнего не хочет или разучилась.
А что, не так?
Накинувшаяся на него свора — это не смущённые его стилем и его правдой благородные ранимые души. Нет, чаще всего это всё те же растерянные, ненавидящие или боящиеся Церковь люди — они хватаются за любой повод, чтобы в очередной раз харкнуть в церковный двор.
Мы ужились в мире, где о Церкви запросто врут, а издевательство или хотя бы лёгкое подтрунивание над священниками стало чем-то вроде «хорошего тона».
В последнем КВН на Первом канале зал гоготал над кощунственной несмешной шуткой про канал «СПАС» и про Бога. В разных стендап-шоу на сцену вываливают ряженные в священников комики, на платформах и больших экранах выходят фильмы, где священников показывают со всем набором заезженных древних, ещё советских штампов: непросвещёнными, тёмными, растерянными увальнями с капустой в бороде.
И зал аплодирует… Толпе нравится, когда тех, кто лучше, чем она, кто целомудреннее, многодетнее, добрее, жертвеннее, чище, честнее, мужественнее, бескорыстнее, смелее (это всё относится к основной массе священников), показывают хуже и тупее, чем толпа.
Потому что правда о священнике — всегда укор для толпы. Поэтому правду надо замолчать и найти что-нибудь человеческое, жиденькое, неприглядное и раздуть это до вселенского оханья.
И это, конечно, наша страшная русская болезнь.
На Кавказе, на Балканах, в странах Востока при виде священника люди и теперь встают.
Молчу о мусульманах: их отношение к своим святым и святыням — это часто кричащий укор нам, православным. Вы представляете анекдоты о муллах и такой шквал вранья о них? Я никогда не слышал.
А мы смеёмся над священниками. И охотно верим в обман о них.
И поэтому Господь их у нас забирает.
Забирает лучших из нас, как отец Михаил. Забирает при исполнении пастырского долга. Забирает как святых.
Забирает и не даёт новых.
В некоторых провинциальных храмах служить некому. В некоторых семинариях, говорят, недоборы. Люди местами, как в советское время, умирают без исповеди и причастия. Да и живут спокойно или беспокойно без них.
А военных священников и вовсе единицы.
И всё это плоды в том числе и нашего кавээновского гоготанья над священниками.
Мы остаёмся без тех, кто даёт нам смысл, радость и жизнь. Потому что священники — пусть самые простые и грешные — это те же наши родители, только они рождают нас для вечной жизни. Они дают смысл каждому нашему мгновению здесь. Они отвечают на главные вопросы.
И этим страшна смерть священника. Поэтому любой народ бережёт своих священников как собственную душу. А мы почему-то нет.