Новости об открытии Ташкента для людей со всех концов Узбекистана взбудоражили общество. Мнения разделились.
Немалая часть жителей «столицы дружбы и тепла» категорически против «пришельцев». Они предрекают, что прекрасный город уже через год превратится в один огромный кишлак с население в четыре-пять миллионов. Моралистов и эстетов беспокоит, что бесследно исчезнет менталитет «коренных ташкентцев», который, дескать, несовместим с нравами приезжих. Которые, типа, не умеют себя вести. Например, врубают музыку глубокой ночью, по утрам кричат как на базаре, а на дорогах рулят, как попало.
Другие опасаются, что еще хуже станет с работой. Пришлые закроют все вакансии, выдавят «коренных» согласием батрачить за копейки.
Третьи просто уверены, что теперь в Ташкент стекутся воры, наркоманы, аферисты, мошенники всех мастей и превратят его в столицу преступного мира.
Что и говорить, ташкентцы привыкли чувствовать себя «небожителями». Так было при советской власти, когда прописка в столице была целой проблемой. При Каримове ее практически вырубили под корень.
Не секрет, все началось с протестных митингов, который устраивал националистический, ныне всеми забытый «Бирлик» на заре независимости Узбекистана. Тогда испуганные власти решили практически закрыть столицу для студенческой молодежи, переведя многие вузы в областные центры. Затем пошли дальше и «заткнули» город по китайскому образцу, где сельчан строго дозировано пускают в промышленные центры.
К чему это привело? Для сотен тысяч, миллионов граждан Узбекистан столица превратилась в нарядную витрину, в музей под открытым небом. Посмотреть можно — трогать нельзя. Тем более, остаться тут навсегда. Бдительная милиция пачками отлавливала несчастных мардикеров на Куйлюке, проводила бесконечные рейды по проверке паспортного режима, выявляя и карая «нелегалов» в родной им стране. Сколько сломанных судеб, сколько несбывшихся надежд!
Доходило до смешного – жена не могла прописаться к мужу в Ташкент. Сестра из Намангана не могла приехать и пожить у сестры в столице без договора об аренде. Житель, скажем, Бухары мог купить квартиру в Москве или в Париже, но только не в Ташкенте. Не положено!
Впрочем, вода всегда найдет дырку. Так и приезжие со всех уголков Узбекистана потихоньку оккупировали торговые места на ташкентских базарах, рынках, в магазинчиках и супермаркетах, вкалывают на стройках, крутят баранки маршруток и автобусов Мерседесов, трудятся поварами и официантами, забили под завязку все съемные квартиры. Суровая правда в том, что Ташкент без «харыпов» давно зарос грязью и стал бы мертвым городом!
На дворе капитализм, этим все сказано.
Многие из читателей и комментаторов совершенно справедливо указывают на узбекскую Конституцию. Она, кстати, гарантирует свободу передвижения и места жительства. Всем, а не только обитателям Ташкента, которые, чаще всего, сами еще недавно были приезжими провинциалами. Но успели об этом «позабыть»…
Москва вон тоже не резиновая. И большой деревней звали. А как расцвела за последние годы за счет новостроек. И ничего, всем места хватает.
Так что, господа ташкентцы, извините, подвиньтесь. Всем остальным-хуш келибсиз!
Шараф Рашидович Рашидов (24 октября (6 ноября) 1917, ДЖИЗАК — 31 октября 1983 года. Первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Узбекской ССР (1959—1983).
Ислам Абдуганиевич Каримов — 30 января 1938, САМАРКАНД. Первый Президент Республики Узбекистан с момента обретения страной независимости в 1991 году вплоть до своей смерти в 2016 году.
Шавкат Миромонович Мирзиёев 24 июля 1957, Зааминский район, ДЖИЗАКСКАЯ ОБЛАСТЬ — Президент Республики Узбекистан с 14 декабря 2016 года.
Это для «тех», которые считают себя очень умными и цивилизованными, а остальных наоборот.