В России и Узбекистане опровергают миф о том, будто бы вскрытие гробницы Тамерлана в июне 1941 года послужило причиной нападения гитлеровской Германии на СССР.
Эту историю породил узбекский кинодокументалист Малик Каюмов, умерший в прошлом году в Москве, в квартире, подаренной ему Владимиром Путиным как фронтовому оператору. Он был участником вскрытия гробницы. Кроме него в экспедиции принимали участие археологи Т. Н. Кары-Ниязов и А. А. Семенов, антрополог М. М. Герасимов, писатель и филолог Садриддин Айни, его сын Камал.
Потом Каюмов вспоминал, что 21 июня): «…вошел в ближайшую чайхану, смотрю — там три древних старика сидят. Я ещё отметил про себя: похожи друг на друга, как родные братья. Ну, я присел неподалёку, мне чайник и пиалу принесли. Вдруг один из этих стариков и обращается ко мне: «Сынок, ты ведь из тех, кто вскрывать могилу Тамерлана вздумал?». А я возьми да и скажи: «Да я в этой экспедиции самый главный, без меня все эти учёные — никуда!». Шуткой решил свой страх отогнать.
Только, смотрю, старики в ответ на мою улыбку еще больше нахмурились. А тот, кто заговорил со мной, к себе манит. Подхожу ближе, смотрю, в руках у него книга — старинная, рукописная, страницы арабской вязью заполнены. А старик по строчкам пальцем водит: «Смотри, сынок, что в этой книге написано: кто вскроет могилу Тамерлана — выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные».
Дело в том, что этот случай прямо опроверг в свое время Камал, сын С. Айни.
«Когда все вышли из склепа, я увидел трёх старцев, разговаривавших по-таджикски с отцом, с А. А. Семеновым и Т. Н. Кары-Ниязовым. Один из старцев держал в руке какую-то старинную книгу. Он раскрыл ее и сказал по-таджикски: «Вот эта книга старописьменная. В ней сказано, кто тронет могилу Тимурлана, всех настигнет несчастье, война».
Все присутствующие воскликнули: «О, Аллах, сохрани нас от бед!».
С. Айни взял эту книгу, надел очки, внимательно просмотрел её и обратился к старцу по-таджикски:
«Уважаемый, вы верите в эту книгу?».
Тот ответил ему:»Как же, она ведь начинается именем Аллаха!».
С. Айни снова спросил: «А что за книга эта, вы знаете?», на что получил ответ: «Важная мусульманская книга, начинающаяся именем Аллаха и оберегающая народ от бедствий».
И тут С. Айни сказал собеседнику: «Эта книга, написанная на фарси, всего-навсего «Джангнома» — книга о битвах и поединках, сборник фантастических рассказов о неких героях. И эта книга составлена всего лишь в недавнее время, в конце XIX века. А те слова, что вы говорите о могиле Тимурлана, написаны на полях книги другой рукой. Кстати, вы наверняка знаете, что по мусульманским традициям вообще считается грехом вскрывать могилы и священные места — мазары.
А те слова о могиле Тимурлана — это традиционные изречения, которые аналогично имеются и в отношении захоронений Исмаила Сомони, и Ходжа Ахрара, и Хазрати Богоутдина Балогардон и др., чтобы уберечь захоронения от искателей легкой наживы, ищущих ценности в могилах исторических личностей. Но ради научных целей в разных странах, как и у нас, вскрывали древние могильники и могилы исторических личностей. Вот ваша книга, изучайте её и думайте головой».
Книгу взял в руки Т. Н. Кары-Ниязов, внимательно просмотрел ее и в знак согласия с С. Айни кивнул головой. Затем взял книгу в руки Малик Каюмов, которого все там называли «суратгир» (фотограф). И я увидел, что он перелистывает страницы не от начала книги, как положено справа налево, а, наоборот, по-европейски слева направо».
Иначе говоря, Малик Каюмов не знал фарси, не мог прочитать книгу и не говорил по таджикски, на котором и шел весь разговор.
Малик Каюмов на камеру утверждал, что на надгробии ученые обнаружили надпись следующего содержания: «Когда я восстану (из мертвых), мир содрoгнется».
Более того, внутри гроба было еще одно предупреждение: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».
В наши дни директор Института археологии Академии наук Узбекистана Амриддин Бердимурадов утверждает:
– Тамерлан лежит под той же могильной плитой из оникса, которую сделали для него мастера того времени, – недоумевает Бердимурадов. – Никаких изречений о грядущей войне или страданиях на ней нет. Написаны на арабском суры из Корана и имена предков Тамерлана. Деревянный гроб из арчи тоже сохранился, стоит в Самаркандском музее истории культуры и искусства народов Узбекистана. Никакой надписи внутри него вы не найдете.
Никто и никогда не подтверждает встречу Малика Каюмова с самим маршалом Жуковым, во время которой он уговорил Георгия Константиновича срочно захоронить Тамерлана обратно. После чего Сталин, якобы, выделил миллион рублей на этой дело.
– Какой там миллион! – отмахнулись в Институте археологии Академии наук Узбекистана. – Останки Тимура положили на голую плиту, даже без гроба!
Каюмов связал перезахоронение с победой под Сталинградом. Но даты перепутал. Решающее наступление было начато 19 ноября, а останки Тимура упокоились только 20 декабря 1942 года.
Наконец, Михаил Герасимов, работавший с останками Тимура, писал в своей книге, что «все тимуриды, погребенные в центральном склепе Гур-Эмире (Тимур, Шахрух, Улугбек, Мухаммад султан, Мираншах), были похоронены повторно с большим или меньшим сроком со времени их первого захоронения». То есть перезахоронение 20 декабря 1942 года являлось уже как минимум их третьим погребением, а значит, прах Потрясателя Вселенной тревожили и до этого.
Словом, , факты говорят о том, что никакого проклятия Тамерлана в реальности не было. План войны с СССР был разработан в ставке Гитлера еще в 1940 году, дата вторжения была сначала назначена на весну следующего года, затем окончательно была утверждена 10 июня 1941 года. То есть вопрос о нападении был решен еще задолго до вскрытия могилы Потрясателя Вселенной.
Любопытно и другое. О всей этой истории Малик Каюмов вспомнил, когда умерли уже все свидетели той истории в Самарканде в июне 1941 года.