18+
28 Сентября 15:01
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Ташкент накануне встречи с «Эзопом»

Ташкентский Русский драматический театр им. М. Горького приготовил зрителю премьеру спектакля «Эзоп» бразильского драматурга Гильерме Фигейредо (1915-1997).

Ташкент накануне встречи с «Эзопом»

Он сулит долгожданное возрождение академического направления, желание труппы развивать лучшие традиции, заложенные их предшественниками.

Спектакль состоится в ближайшие дни, до наступления «мёртвого» сезона, когда артисты уйдут в летний отпуск.

Режиссёр–постановщик заслуженная артистка Узбекистана Ирина Авдюшкина хорошо известна публике своими прежними вещами – «Крошка», «Времени вагон». Бразильский драматург привлек ее внимание тем, что многие его пьесы представляют собой своеобразные обработки античных сюжетов. Автор сосредоточен на проблемах, которые волнуют современного человека: свобода личности, война и мир.

Ирина Геннадьевна в интервью поделилась своими размышлениями о новом спектакле:

— Когда я прочла эту пьесу – она меня просто потрясла и оставила во мне неизгладимое впечатление. Мне захотелось её воплотить на сцене Академического русского драматического театра Узбекистана. Главный режиссёр театра Валихан Умаров меня поддержал и позволил поставить эту пьесу на сцене ГАРДТ вместе с художником-постановщиком (сценография и костюмы) Марией Сошиной и нашей спаянной труппой, работавшей над спектаклем четыре месяца (60 репетиций).

В прогонном спектакле с полной отдачей роли исполняли: заслуженный артист Узбекистана О. Галахов – философ Ксанф; Н. Спиридонова (Клея, его супруга); С. Архипов (искусный баснописец Эзоп), А. Пенькова (служанка Мели); А. Заровский (Агностос – воин), С. Хасанов (раб Эфиоп).

Главная идея спектакля, которую я озвучила во время его сдачи на худсовете: «Никто не имеет права из другого человека делать раба». Люди должны быть свободны, и мы должны уважать людей. Эта тема меня волновала больше всего. Она особенно актуальна в наши дни в современном разобщённом жестоком мире.

Мы сегодня говорим: «Владеть эзоповым языком», подразумевая под этим высказыванием свободу Эзопа в своих кратких развлекательных сюжетах, изобилующих иносказаниями, говорить о самых насущных, прежде всего духовных, проблемах бытия. Басни Эзопа оказали влияние на творчество Лютера, Лафонтена, Лессинга, Крылова. Многие из них звучат в нашем спектакле в первозданном виде.

Художник-постановщик Мария Сошина Мария Сошина сумела реализовать главную идею спектакля в лаконичной минимизированной сценографии и красивых античных костюмах героев пьесы. В горизонтально вытянутой декорации, напоминающей мраморные постаменты для античных статуй, почти нет вертикалей, характерных для сложившейся древнегреческой архитектурной системы — колонн дорического, ионического, коринфского классических ордеров.

На горизонте вместо афинского Акрополя угадываются контуры Олимпа, над которым густеют облака. В новом спектакле каждая деталь на сцене несёт глубокое символическое значение вплоть до финальной сцены. Где душа оклеветанного брошенного со скалы Эзопа местными жителями в Дельфах превращается в восходящую звезду над Олимпом – жилищем богов.

Прекрасная музыка французских композиторов-мультиинструменталистов ХХ века Рене Обри и Ле Браза — возбуждают в зрителях позитивные импульсы к активному мышлению.

Античного философа, Нарцисса по своей природе, органично, цельно играет Олег Галахов: актёр то бросается в откровенный фарсовый гиперболизм в первом действии, то в крайний безысходный трагизм своего положения во втором действии.

 Особую естественную живость и комизм вносит в спектакль актриса театра А. Пенькова, исполнительница роли служанки Мели: она, как всегда, очень хороша, заразительна и органична на сцене.

Эзоп, олицетворение совести, разбудил всех постояльцев богатого дома и фактически сломал их обывательский привычный образ жизни. Эзоп не только услаждает ум хозяина забавными баснями и историями, но и помогает ему выпутаться из нескольких неприятных ситуаций, грозящих Ксанфу позором.

Он выбрал свободу, что для него дороже жизни. Поэтому они все рабы, а Эзоп – свободная личность. Их делает рабами конформизм – их смирительная рубашка — подчинение социальным заповедям и жажда наживы. В этом парадокс и кульминация спектакля.

На прогоне революционный образ Эзопа пластично и артистично убедительно, правдоподобно сыграл актёр с большим творческим опытом — Сергей Архипов. Зрители его помнят по главным ролям в чеховских пьесах: «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад», а также в спектакле «Бешеные деньги» А.Н. Островского и других классических постановках.

Ташкент накануне встречи с «Эзопом»

Жена хозяина, красавица Клея — новое открытие для нашего зрителя – это дебют Натальи Спиридоновой. Актриса раскрыла сложный противоречивый характер полубогини невиданной красоты и стати, которой вовсе не чужда борьба между свободой и необходимостью – одной из главных противопоставлений жизни людей и общества.

 В ходе спектакля она словно не замечает, как талант, одухотворённость, внутренняя красота Эзопа затмевают в её глазах отпугивающую внешность… Она признаёт в рабе право на свободу выбора и, в конце концов, смиряется со своим положением отверженной. В итоге раб Эзоп оказывается в спектакле единственным свободным человеком и целым новым явлением, по мнению режиссёра-постановщика.

«Театр, — дополняет нашу беседу заведующий литературной частью Владимир Леонидович Островский, — предлагает Вам произведение откровенно философское, борьбу идей, публичное столкновение мыслей. И, совершая вместе с театром путешествие вглубь истории, мы обнаружим там те же проблемы, которые пытаются разрешить наши современники, потому что вопросы о смысле жизни и границах свободы человека относятся к категории бессмертных».

Гуарик Багдасарова

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Загрузка...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности