18+
16 Апреля 01:22
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Ташкент потерял своего хранителя и певца…

Ташкент с болью прощается с 74-летним русскоязычным литератором и режиссером Джасуром Исхаковым. Многие вспоминают его последний творческий вечер в марте этого года. Он получился прощальным…

Ташкент потерял своего хранителя и певца…

емнадцатого марта 2021 года во Дворце искусств им. А. Навои прошёл творческий вечер Джасура и Мастуры Исхаковых – «Ташкент. Весна. Любовь». В программу вошли: премьера документального фильма «Весны ташкентской обаянье», презентация новой книги Джасура Исхакова «Ночь жёлтой луны», а главное, «Золотая свадьба» – 50 лет их совместной жизни. В Малом зале кинотеатра собрались коллеги, родственники, друзья, артисты. Пока собирались зрители – в зале звучала прекрасная музыка великого Чарли Чаплина. 

Юбиляров поздравил Генеральный директор Узбеккино Фирдавс Абдухаликов.

Ведущая Дильдар Исламова объявила: «Итак, дорогие друзья, мы начинаем, премьера фильма «Весны ташкентской обаянье»! Прошу погасить в зале свет! Фильм на экран!» 

На экране появляется титр: «Всем, кто когда-то жил, кто живёт в настоящее время и тем, кому ещё предстоит жить в нашем удивительном городе, в Ташкенте, посвящается этот фильм…» –     Джасур, Мастура. весна 2021 год.                                                                                                                      

Идут документальные кадры старого Ташкента, утопающего в тени величественных чинар, дубов; трамваи, троллейбусы, машины, здания, построенные в 30-50 годы прошлого столетия. И люди, спешащие на учёбу, работу… Песни и музыка, которую слушали наши родители…

С экрана звучит очень родной для многих людей голос Галины Мельниковой и пока что неизвестный голос молодого актёра театра «Ильхом» – Абзала Ходжаева. Этот необычный, на первый взгляд, тандем рассказывает зрителям историю Ташкента, историю жизни наших юбиляров Джасура и Мастуры Исхаковых… Фильм охватывает историю одной творческой семьи на фоне кинолетописи рубежа веков.

По окончании фильма словно сошедшая с экрана в том же строгом синем костюме с ниткой крупного белого жемчуга на груди Галина Витальевна поздравила чету Исхаковых с «Золотой свадьбой» и поблагодарила их за то, что своим фильмом они открыли, прежде всего, нашей молодёжи «Формулу Любви».

Высокую оценку документальной ленте дал режиссёр Али Хамраев. Он уже много лет живёт и работает на две страны – Италия и Узбекистан. Близкий друг Джасура в каждый свой приезд на родину останавливается в гостеприимном доме Исхаковых: здесь его принимают как родного человека.

Ташкент потерял своего хранителя и певца…

По мнению маэстро, фильм Джасура Исхакова – это не только их семейная сага. В работе Исхакова использованы уникальные кинофотодокументы, письма, материалы из личного архива семьи. Через историю одной своей семьи его создатели показали приметы прошлого и нашего времени, его недавней истории. Фильм простым человеческим- и киноязыком, документальными кадрами, авторскими и эстрадными хитами советской эпохи рассказывает о большой необъятной любви целого народа.

Как-то, на одной из творческих встреч Джасур Исхаков сказал: «Сегодня есть у молодёжи возможность в новых благоприятных экономических условиях двигаться вперёд, но надо сохранить те добрые обычаи и взаимоотношения между людьми, которые всегда складывались в нашем городе».

Председатель Союза кинематографистов РУз Матъякуб Матчанов  отметил большой вклад Джасура Исхакова в документальное интеллектуальное кино.

Журналисты Эльмира Тухватулина, Аъло Ходжаев рассказали о своей многолетней творческой дружбе с семьёй Исхаковых, служившей для них образцом верности своему призванию и умению оставаться самими собой.

 Ветеран журналистики Рахимжон Султанов зачитал Благодарственное письмо за личный вклад Исхаковых в культурное и гуманитарное сотрудничество между РФ и РУз от представительства Россотрудничества в Узбекистане.

Поэт Николай Ильин по поручению вручил членский билет СП РУз  Джасуру Исхакову.

Популярная Феруза Хайдарова исполнила песню «Сады цветут» из репертуара Анны Герман. Актёр Русского театра Олег Галахов спел «Есть только миг!..». Нодира Зияханова — племянница Джасура – под свой гитарный аккомпанемент исполнила авторскую песню «Я скучаю…».

Эти песни дополнили букет эстрадных хитов, прозвучавших в показанном автобиографическом фильме «Весны ташкентской обаянье».

Это и есть реальное воплощение «Формулы любви», по которой состоялась необычная «Золотая свадьба» в центре узбекской столицы без лишнего официоза в приятной творческой, тёплой дружеской атмосфере, несмотря на собачий холод в зрительном зале. Она ещё раз продемонстрировала всем, что семья – это единый организм, в котором всё-таки женщина, во всяком случае, такая, как Мастура, играет главную роль хранительницы семейного очага и его нерушимых вековых традиций. Об этом героиня фильма правдиво написала в своей автобиографической книге: «Открываю новую страницу…», которая три года назад вышла в свет из печати, и заявила о себе как о талантливом писателе. Это её воспоминания.

Фильм также откровенно рассказывает о том, что знакомство главных героев оказалось совершенно случайным. Мастура училась в Ташкентском государственном театрально-художественном институте им. А.Н. Островского. Джасур сначала поступил в архитектурный институт, но потом всё равно перешёл в тот же театральный вуз. Мастура была единственной девушкой на режиссёрском курсе. С ней рядом педагог английского языка посадила Джасура, как оказалось, на всю жизнь привязав его к девушке его мечты.

Отрадно, что в Малом зале присутствовал его создатель Серго Сутягин – заслуженный архитектор Узбекистана, к нашему великому сожалению, ушедший из жизни не так давно. В тот раз он выступил в необычной ипостаси и прочитал своё стихотворное посвящение главным виновникам торжества в шутливой форме.

 Его поддержали ближайшие друзья, среди которых был Одельша Агишев, профессор ВГИК. Он отметил особую интеллигентность фильмов Джасура Исхакова, соответствующую его человеческой природе.

«В настоящее время, – посетовал мастер, – в современном кинематографе преобладают коммерческие категории в ущерб нравственным. Чета Исхаковых остаётся верна высоким человеческим ценностям в искусстве и в жизни».

Агишев также рассказал, что многие фильмы маэстро создал в творческом тандеме с режиссёром Эльёром Ишмухамедовым. С ним Исхаков писал сценарий к фильму «Прощай, зелень лета». По его словам, оба  кинодраматурга генетическими корнями и своим творческим успехом обязаны этому славному городу, с которым никогда невозможно расстаться тому, кто хотя бы однажды познал вкус его воды, воздуха, дух интернационализма и кто по праву относит себя к особой нации – ташкентцам. 

 Эльёр Ишмухамедов видел редчайший и бесспорный талант драматурга и без шуток посоветовал ему открыть Киноакадемию и преподавать в ней основы драматургии.

Нет сомнений в том, что фильмы Дж Исхакова войдут в сокровищницу узбекского документального кино, а рассказы из сборников «Сны о старом Ташкенте» и «Ночь жёлтой луны», как отметил Эльёр Ишмухамедов, послужат новыми сценариями для будущих художественных кинолент в коллекции Джасура Исхакова.

Ташкент потерял своего хранителя и певца…

На вечере Дж. Исхаков признался, что счастлив, что свою жизнь он связал с кино, объехал с кинокамерой пол-Европы и всю нашу страну вдоль и поперёк. По сценариям Джасура Исхакова были сняты художественные фильмы, как “Ясные ключи”, “В стремнине бешеной реки”, “Взлёт разрешается”, “Прощай, зелень лета!..”, “Шок”, “С любовью и болью”, “День истины”.

Как режиссёр по своим сценариям он поставил картины: «Останься!..», «Проклятие золотого коня», «Охота для настоящих мужчин», «Приключения в стране Чатранга», «День истины», «Судьба как эпоха», «Александр Файнберг» и многие другие.

Джасур Исхаков имеет множество наград и призов, полученных на кинофестивалях. По сценариям Исхакова снято более 40 документальных фильмов, шесть мультипликационных картин, несколько сюжетов для сатирического киножурнала. К тому же, он является автором нескольких театральных пьес, множества рассказов и песен.

Когда не было возможности снимать фильмы, Исхаковы оба рассказывали о творческих судьбах выдающихся мастеров кино и музыки, используя любые доступные средства: они писали рассказы, эссе, создавали новые авторские программы – “Поговорим о кино” – на радиостанции “Классик FM”.

Мастура всегда была рядом с Джасуром – соавтором, другом, единомышленником… 

Как-то на Европейском кинофестивале в Ташкенте я брала у них интервью после очередного просмотра зарубежного фильма в кинозале «Зарафшан». Джасур первое слово вежливо предоставил жене и потом только дополнил её своими размышлениями: такое возможно, когда два человека находятся на гребне одной волны в бурном мировом океане культуры и всецело доверяют друг другу.

На юбилейном вечере была презентована новая книга рассказов и эссе Джасура Исхакова «Ночь жёлтой луны», вызвавшая большой интерес у гостей. В последнее время Джасур и Мастура фактически вместе писали сюжеты будущих рассказов и сценарии своих будущих фильмов.

Джасур и Мастура всегда гордились своими детьми. Биографический фильм «Весны ташкентской обаянье» рассказывает и о них. Старший сын Сардор  в 1993 году окончил экономический факультет ВГИКа по специальности: экономика кино и телевидения. В настоящее время он директор частной киностудии, профессиональный кинематографист.             

Второй сын Эльдор – врач, научный руководитель НИИ гематологии и переливания крови, доктор медицинских наук, главный онко-гематолог Минздрава. Эльдор увлечён с детства, как и его родители, музыкой. Не будучи профессионалом, он играет на нескольких музыкальных инструментах.

Ташкент потерял своего хранителя и певца…

Младшая дочь Эльсевар окончила Ташкентский государственный театрально-художественный институт, отделение художника театральной декорации, в её послужном списке более 40 фильмов молодых отечественных режиссёров. Ещё она успешный модельер. На III Международном кинофестивале «Творческий полёт», проходившем в Ташкенте, за костюмы в фильмах «Севгинатор», «Юрта», «Небо рядом» Эльсевар получила приз «Лучший художник по костюму».

Джасур Исхаков выпустил ряд книг: «Восьмой раунд с Робертом Тейлором», «Мотоциклист и ливень», “Леди Гамильтон”, «Короткое, как вздох, прощай…».

В повести “Асик, или “Сны о старом Ташкенте” с автором постоянно спорит его “Alter ego”, второе “я”. Двойник саркастически ироничен по отношению к своему «хозяину», иногда беспощадно нетерпим. Но по большому счёту, он любит его и учит главного героя, как сдерживать себя в противостоянии с чиновниками и как необходимо относиться к трудным жизненным обстоятельствам и неудачам с долей спасительной иронии.

Ташкент потерял своего хранителя и певца…

Гуарик Багдасарова

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности