Приближается 150-летие Среднеазиатской епархии русского православия. Ее ровесник и кафедральный Успенский собор Ташкента. О его истории рассказал историк Юрий Флыгин.
-Все начиналось с маленькой домовой церкви при военном госпитале, основанном в 1868 году, вскоре после учреждения Туркестанского генерал-губернаторства. Храм предназначался окормлять сотрудников и пациентов.
Это было скромное сооружение из сырцового кирпича, покрытое асфальтированным войлоком. Храм освятили 30 сентября 1871 года во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона.
В последующие годы он перестраивался, облагораживался. Была поднята и колокольня.
Очень много для благоустройства сделал ташкентский купец Дмитрий Николаевич Захо, неоднократно жертвовавший крупные суммы.
После революции 1917 года и утверждения в стране воинствующего атеизма, Пантелеймоновская церковь еще ряд лет продолжала службы. С весны 1924 года она оказалась под управлением т.н. обновленцев.
В мае 1933 года большевики церковь все-таки закрыли. Было решено использовать ее здание «под культурные нужды». Колокольню снесли, а внутри устроили склад.
Возможно, именно эти «функции», а также удаленность от центральных улиц города, затерянность среди непрезентабельной жилой застройки и помогли церкви избежать печальной участи безжалостного сноса, которая постигла гораздо более крупные, капитальные и красивые храмы Ташкента — Спасо-Преображенский, Сергиево-Радонежский, Иосифо-Георгиевский, Благовещенский.
В сентябре 1943 года, после встречи Сталина с группой архиереев Русской Православной Церкви наступает потепление — стали открываться храмы, мечети, синагоги.
В Ташкент в 1944 году после длительного периода вдовства церковной кафедры назначается архиерей — епископ Кирилл (Поспелов). Единственным действующим православным храмом в Ташкенте была Александро-Невская церковь на Боткинском. Она и стала выполнять роль кафедрального храма. Но для этой роли она никак не подходила, мала по размерам, удалена от центра и находится на кладбище.
Существовало, правда, еще и здание Иосифо-Георгиевской церкви, но оно уже было сильно изменено, использовалось опять-таки для «культурных нужд», а главное, расположено было в самом центре города, рядом с правительственными структурами. Как реалист, епископ Кирилл, конечно же, прекрасно представлял абсолютную невозможность возвращения храма в лоно Церкви. И потому он обратил внимание на бывший госпитальный храм.
В самом конце 1945 года он был передан епархии и на Рождество, 7 января 1946 года, храм был открыт и получил новое название в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В сентябре 1946 года новый епископ Гурий (Егоров) энергично взялся за обустройство Успенского храма. К концу 1947 года ремонт завершился. Но храм оставался маленьким и тесным.
В феврале 1953 года в Ташкент был назначен епископ Гермоген (Голубев). И главным делом, пожалуй, всей его жизни, стало строительство нового кафедрального собора, который впоследствии считался самым значительным церковным сооружение в Советском Союзе.
Несмотря на сопротивление властей, Гермоген добился разрешение на реконструкцию, хотя построил практически новое здание. 22 августа 1958 года новый собор было освящен, хотя отделка еще продолжалась какое-то время. И прекрасно пережил землетрясение 1966 года.
Новые и позитивные перемены связаны с периодом, наступившим после роспуска Союза, с именами двух замечательных архиереев.
Митрополит Владимир (Иким), правивший на ташкентской кафедре в 1990-2011 годы буквально преобразил и собор, и прилегающую территорию. По его обращению власти Узбекистана разрешили создание вблизи собора духовно-административного центра и хозяйственной инфраструктуры. За счет епархии были расселены жители окрестных домишек.
Городские власти, долго игнорировавшие обращения епархии по поводу морга, устроенного рядом с собором, наконец-то перевели его в другое место.
Посетивший Ташкент в 1996 году в связи с 125-летием Среднеазиатской (Туркестанской) епархии Святейший Патриарх Алексий II освятил начало строительства духовно-административного центра, которое был завершено в 2004 году.
При Владимире выросла новая пятиярусная колокольня, получила свой корпус Духовная семинария, единственная во всей Средней Азии. В апреле 2009 года на колокольню были водружены 13 новых колоколов, полученных в дар от российской Уральской горно-металлургической компании.
Дело благоустроения кафедрального собора с 2011 года продолжает митрополит Викентий (Морарь). По инициативе владыки был преобразован алтарь, установлен прекрасный фаянсовый иконостас. В наши дни заканчивается строительство храма-часовни рядом с собором.
Приближается 150-летия Среднеазиатской (Туркестанской) епархии. Свято-Успенский кафедральный собор, конечно, будет центром этих празднований. И, верится, он еще долгие годы будет очагом Русского Православия в Узбекистане, всей Средней Азии.
Юрий Семенович, Вы же знаете — НИКТО Советский Союз НЕ распускал! Беловежские соглашения — юридически НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ, так как решение о роспуске Союза мог принять ТОЛЬКО Верховный Совет СССР. Плешивый горбатый своим решением отпустил тирбалтийские вымираты, за что заслуживает расстрела, равно как и пьяная троица в Вискулях. Алкаш эльцин, почему-то зарытый на Новодевичьем, кравчучело, недавно сдохшее, и гнида шушкевич — все они не имели никаких юридических прав на роспуск, как Вы говорите, Советского Союза, и также заслуживают расстрела, вот только, мерзавцы, ушли от него…P.S. Касаемо Беловежского соглашения — оригинал его — 3 экземпляра — уж сколько лет найти не могут. Увы…