Немало недовольных тем, что при Каримове многие улицы Ташкента были переименованы. Но отчасти он был прав.
Первый президент, член всесильного Политбюро ЦК КПСС, Ислам Каримов неплохо знал историю, ее мрачные страницы, не заслуживающие доброй памяти народной.
Так, не только в Ташкенте мелькало имя Володарского. Кто такой?
Это… Моисей Маркович Гольдштейн! В советские времена он был больше известен под своей партийной кличкой – Володарский.
Сразу после Октябрьского переворота он, бывший портной (в возрасте 27 лет!), занял пост комиссара по делам печати. Прославился тем, что сразу закрыл в Петрограде 150 газет и ввел самую свирепую цензуру. За что и был в 1918 году убит своим же соратником по революции – эсером. Впрочем, есть еще версия, будто на самом деле тов. Володарский присвоил, не поделившись, награбленные у «буржуев» драгоценности, и был за это «ликвидирован» своими же коллегами.
Ленин тут же воспользовался убийством и издал свое знаменитое распоряжение о необходимости «поощрять энергию и массовидность террора». За смерть бывшего портного поплатились сотни заложников – не имевших к этому никакого отношения мирных жителей.
Посмотрим вблизи, кто такой «героический» матрос Дыбенко.
Грузчик рижского порта, он стал председателем Центробалта, безжалостно вешавшим и топившим в прорубях боевых русских офицеров и адмиралов флота. Современники вспоминали, что озверевшие «братишки» Дыбенко катались на рысаках по офицерским трупам, втаптывая их в снег и навоз.
В феврале 1918-го на фронте Дыбенко чуть не погубил молодую республику – сдал Нарву немцам, открыв им дорогу на Петроград. Его «братишки» раздобыли бочку спирта, перепились, а потом драпали с криком «Полундра!». Зайцем бежал и сам «героический матрос», отыскали его только на Волге. Хотели расстрелять, но за него вступилась «подруга Ленина» Александра Коллонтай.
В конце концов «героического матроса» арестовали, обвинили в пьянстве, моральном разложении, шпионаже в пользу США и расстреляли.
Пытаясь оправдаться, Дыбенко перед расстрелом писал Сталину: «…американским языком я не владею».
Другой видный товарищ – Бела Кун.
Этот венгерский еврей, попавший в плен в Первую мировую, отличался невиданной жестокостью и принимали участие во всех карательных операциях большевиков.
В Крыму многие офицеры поверили «слову чести» Фрунзе о «прощении», остались на полуострове, и потом пришли на пункты сбора. А там по приказу Бела Куна, назначенного председателем Крымского ревкома, и Розы Землячки их стали расстреливать из пулеметов, связывали по нескольку человек, привязывали к ногам груз и топили в море.
Так были уничтожены десятки тысяч офицеров – цвет русской армии. Рассказывают, что когда через несколько лет в море в тех местах спустился водолаз, то, поднявшись на поверхность, он вскоре сошел с ума. Ещё бы: увидел, как на дне, колыхаясь под течением, стоял целый лес скелетов с развевающимися волосами…
Весь Узбекистан был испещрен и фамилией Моисея Урицкого. А это – первый начальник свирепой питерской ЧК. Выходец из семьи лавочника-менялы в Черкассах, Урицкий участвовал в бунтах 1905 года, а потом находился в эмиграции, где близко сошелся с Троцким, с которым и вернулся в Россию. Должность главы ЧК Урицкий получил в марте 1918 года. По его приказу были расстреляны рабочие – участники демонстрации, протестующей против произвола новых властей, убиты офицеры Балтийского флота вместе с семьями.
Он стал основоположником массового метода уничтожения людей – дал указание затопить в Финском заливе несколько барж с арестованными флотскими офицерами.
«Как сейчас помню его коротенькую фигурку на кривых ножках, когда он раскачивающейся походкой, ежеминутно поправляя пенсне на носу, шел к своему столу», – вспоминал А. Ильин. Мы никогда не узнаем, сколько людей погибло по приказам этого урода-алкоголика.
«Он укреплял себя в работе вином. От человека, его близко знавшего, я слышал, что под конец жизни Урицкий стал почти алкоголиком», – свидетельствует М. Алданов в книге «Убийство Урицкого».
Застрелил главного чекиста в том же 1918 году молодой поэт, член партии эсеров Леонид Канегиссер. Чекисты в ответ расстреляли в Петрограде несколько сот заложников из «непролетарских» слоев населения.
похоронен.
При похоронах с почестями на Марсовом поле перед изумленными жителями строевым шагом прошел батальон… наемников-китайцев.
Было увековечен и Петр Войков (настоящее имя – Пинхус Лазаревич Вайнер). В Екатеринбурге «прославился», как один из организаторов расстрела царской семьи. В документах судебного следствия содержатся два письменных требования Войкова выдать 11 пудов серной кислоты для обезображивания и уничтожения трупов. За эти «заслуги» получал потом в РСФСР важные посты.
Был одним из руководителей варварской операции по разграблению российских национальных сокровищ – продаже за рубеж по крайне низким ценам сокровищ императорской фамилии, Оружейной палаты и Алмазного фонда. Затем он был отправлен послом в Варшаву, где его застрелил русский эмигрант. «В ответ» на убийство Войкова большевистское правительство бессудно казнило в Москве в ночь с 9 на 10 июня 1927 года 20 представителей знати бывшей Российской империи.
Григорий Беседовский, работавший с Войковым в варшавском постпредстве, писал о нем так: «Высокого роста, с подчеркнуто выпрямленной фигурой, как у отставного капрала, с неприятными, вечно мутными глазами (как потом оказалось, от пьянства и наркотиков), с жеманным тоном, а главное, беспокойно-похотливыми взглядами, которые он бросал на всех встречавшихся ему женщин, он производил впечатление провинциального льва… Глагол «расстрелять» был его любимым словом».
В России до сих пор спорят, ломают копья. Оставлять «коммунистические» названия или вернуться к старым, подыскать ли новые. Ислам Каримов решил эту проблему в своем ключе-ни с кем не советуясь, не вынося вопрос на обсуждение общества, не спрашивая историков и краеведов. Так исчезли улицы Алексея Толстого, Анны Ахматовой, Сергея Есенина, Алексея Щусева и других звезд культуры, науки, архитектуры, оставивших незабываемый след в славной истории Ташкента. И с этим трудно согласиться. А вот за то, что оказались стертыми имена палачей, фанатиков, дешевых выскочек-большое спасибо.
Роман, не собираюсь вас переубеждать. Каждый имеет право на свое личное мнение. Только хорошо у властьимущих мнение не совпадает с вашим.
А причем тут Собир Рахимов
Да и правда причем тут Собир Рахимов он то в чем не угодил прежней власти ? Ну а Хамза ст метро район про существовавший 2 десятка лет вдруг и на него компромат собрали ? Покажите свое лицо уроды !
Я тоже считаю,что и Сабир Рахимов и поэт-просветитель Хамза достойны остаться увековеченными в памяти народа. Нельзя всех стричь под одну гребенку.
Причем здесь Герои войны из состава Узбекского народа? Они то в чем провинились? Или имена строителей Ташкента после землетрясения 1966-го года? Их просто необходимо вернуть на карту города. Тот же Сивец, тот же Лисунов. Что плохого они сделали нашей стране? Завод построили авиационный? Это, наверное, тоже никуда не годится…